ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 30

На литургии прокимен и Апостол те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, аллилуиарий со стихом из Пс. 33, Евангелие приведено только землетрясения (эта же традиция отражена в ряде рукописей богослужебного Евангелия, где на 26 октября назначается только чтение землетрясения), причастен – Димитрию Солунскому (Пс. 111. 6b). Тот же устав службы изложен, например, в старопечатном славянском Часослове 1491 г., изданном в Кракове. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1544 г.) 26 октября соединяются последования Димитрию Солунскому и землетрясения, устав соответствует полиелейной службе. На вечерне три паремии: первая и вторая – землетрясения, третья – Димитрию Солунскому; назначается лития с пением стихир Димитрию Солунскому; на стиховне поются стихиры землетрясения; тропари – Димитрию Солунскому и землетрясения. На утрене – полиелей, степенна (первый антифон четвёртого гласа), прокимен (из Пс. 67) и Евангелие Димитрию Солунскому; каноны – Октоиха, землетрясения и Димитрию Солунскому; на хвалитех поются стихиры Димитрию Солунскому; утреня заканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции; в конце утрени совершается помазание молящихся освящённым маслом из лампады. На литургии на блаженнах песни третья и шестая из канона Димитрию Солунскому, чтения – как в Студийско-Алексиевском Типиконе, но Евангелие – только землетрясения. В греческих изданиях Минеи вплоть до современных сохраняется примерно тот же устав службы. Согласно приходскому греческому Типикону протопсалта Константина (Константинополь, 1838 г.), служба 26 октября имеет примерно тот же устав соединения последований Димитрию Солунскому и землетрясения, что и в старопечатных греческих изданиях, но на литургии указаны праздничные антифоны: в воспоминание о землетрясении (первый и половина второго антифона) и в честь Димитрия Солунского (вторая половина второго антифона – стихи из Пс. 82 и 78, третий антифон – из Пс. 33, 65 и 31), но особого входного стиха нет. В последующих изданиях этого Типикона праздничные антифоны для этого дня были заменены изобразительными с пением на блаженнах тропарей в память землетрясения и Димитрию Солунскому. Тот же устав, без антифонов на литургии, приводится и в Типиконе Виолакиса (Афины, 1901 г.). Сходный с указаниями первопечатного греческого Типикона устав на 26 октября содержится в ряде славянских Типиконов XV–XVI вв., но на вечерне обычно не указываются вход (вероятно, он предполагается по умолчанию) и лития. На утрене: прокимен из Пс. 63, Евангелие Мф. 10:16–22; каноны предлагается петь согласно одному из трёх возможных вариантов: из Октоиха на 4, «трусу» (т.е. в память землетрясения) на 4, Димитрию Солунскому на 6; Богородицы на 4, «трусу» на 4, Димитрию Солунскому на 6; «трусу» на 6, Димитрию Солунскому на 8 (каждый следующий вариант предполагает возрастание степени праздничности службы). Вероятно, древними связями славянской традиции с фессалоникийской исследователи объясняют то, что в славянских странах и на Руси день памяти Димитрию Солунскому 26 октября отмечался особенно торжественным богослужением.

 



 
PR-CY.ru