ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 28

Слово очень широко распространено в восточнославянской рукописной традиции XV–XVII вв. (в том числе в составе авторского сборника «Книга Григорий Цамблак»), дважды помещено в Великие Минеи Четьи (под 26 октября и под 31 июля в составе сборника сочинений этого автора). Есть оно и в двух ресавских списках, в рукописях Владислава Грамматика – рильском Торжественнике 1478–1479 гг. и сборнике посвящённых Димитрию Солунскому сочинений. С именем «Григория, архиепископа Российского», в русских рукописях XVI–XVII вв. встречается иногда и другое, так называемое Праздничное слово Димитрию Солунскому, которое исследователи с уверенностью также атрибутируют Григорию Цамблаку. Вероятно, не ранее 1479 г. известный южнославянский книжник греческого происхождения Димитрий Кантакузин написал пространное Похвальное слово своему небесному покровителю, предназначавшееся для произнесения в неустановленном храме, посвящённом Димитрию Солунскому, и сохранившееся в нескольких ресавских по орфографии списках XV–XVII вв., старший из которых находится в сборнике 1480 гг. (на Руси это сочинение не было известно). Между 1517 и 1539 гг. на Руси (по всей вероятности, не ранее 1526 г. в Новгороде, в окружении архиепископа Макария) создано «Чудо о Калояне (или Аскалоне) царе», включённое в Великие Минеи Четьи. Оно не является переводом с греческого, как это порой принято считать в литературе, а представляет комбинацию отдельных дословных фрагментов (с изменением их последовательности в сравнении с источником) из главы «О напрасной смерти Стрезовои» пространного «Жития Саввы Сербского», написанного Феодосием и принесённого в Москву с Афона в 1517 г. (похвала святителю Савве из исходного текста в русской переделке «переадресована» здесь Димитрию Солунскому). На русской почве с чудесами Димитрия Солунского связан единственный литературный сюжет – редко встречающееся в рукописной традиции «Чудо 1627 г. в новгородской церкви Димитрия Солунского на Славкове улице», записанное, по всей вероятности, тогда же в окружении Новгородского митрополита Киприана. В иерусалимском Лекционарии V–VII вв., сохранившемся в грузинском переводе, память Димитрию Солунскому отмечается 13 февраля, последование не приводится. В константинопольском Типиконе Великой церкви IX–XI вв. память Димитрию Солунскому стоит под 26 октября; службу предписано совершать в мартириуме в его честь; литургийное последование включает тропарь третьего гласа, прокимен четвёртого  гласа из Пс. 15, апостольское чтение 2 Тим. 2:1–10, аллилуарий со стихом из Пс. 96, евангельское чтение Ин. 15:17–16:2, причастен Пс. 32:1. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему наиболее раннюю из сохранившихся редакций студийского Синаксаря, на память Димитрию Солунскому 26 октября совершается праздничная служба: на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры Димитрию Солунскому на 6; на утрене –«Бог Господь» с тропарём третьего гласа (этот тропарь содержится в последовании Димитрию Солунскому во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов), канон Октоиха соединён с двумя канонами Димитрию Солунскому.

 



 
PR-CY.ru