ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 25

В 1369 г. святитель Алексий Московский установил в числе новых седмичных постов Димитриевский в память избавления Москвы от осады великим князем Литовским Ольгердом: «...Положили есмо пост неделю Дмитрову дни, а заговети октябра 19 день». Этот пост не укоренился в русской церковной практике, но, возможно, повлиял на установление в скором времени (после Куликовской битвы 1380 г.) празднования Димитриевской родительской субботы. В 1627 г. в Новгороде митрополит Киприан по благословению патриарха Филарета установил особое празднование Димитрия Солунского в четвёртую Неделю Великого поста с крестным ходом в церкви во имя Димитрия Солунского на Славкове ул. по случаю бывшего там чуда, когда в храме слышались церковное пение и колокольный звон. Имя Димитрий наряду с именем Георгий в XI–XVI вв., начиная с великого князя Изяслава (Димитрия) Ярославича, занимало одно из самых почётных мест в русском княжеском (позднее царском) христианском ономастиконе, хотя и неравномерно представлено в разные столетия. С середины XII в. наречение этим именем в княжеской среде связано преимущественно с потомками великого князя Георгия Владимировича Долгорукого, начиная с Всеволода Большое Гнездо. Порой это имя могли носить два одновременно живших брата – великий князь Димитрий (Фома) и князь Димитрий Ноготь Константиновичи Суздальские в XIV в., князья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный Юрьевичи галицко-звенигородские в XV в. У московской ветви Рюриковичей (потомков князя Димитрия Иоанновича Донского) в конце XV – середине XVI в. имя Димитрий претендует на то, чтобы занять главенствующее место при наречении. Его носили старший сын первенца великого князя Иоанна III Васильевича Димитрий, внук, венчанный в 1498 г. на царство, и первенец Иоанна IV Васильевича Грозного, погибший во младенчестве. При первых царях из фамилии Романовых имя Димитрий получил сын Алексея Михайловича (род. в 1649 г.). При этом имя полностью сохраняло свои позиции в среде аристократии. С XIV в. имя Димитрий (явно под влиянием ономастической традиции Рюриковичей) получило широкое распространение среди православных потомков великого князя Литовского Гедимина. Его носили сын Гедимина, волынский (луцкий) князь Любарт, внук – Дмитрий Корятович, двое сыновей великого князя Ольгерда и его зять городецкий князь Димитрий Давидович и др. Со временем Димитрий Солунский стал одним из популярнейших персонажей русского религиозного фольклора. Духовный стих о нём, опирающийся на сюжет чуда о двух девицах и прославляющий мученика как защитника православной земли от иноверных завоевателей, получил в России в XVII–XIX вв. широчайшее распространение. Под влиянием этого стиха поверженный царь на ряде русских икон XVII–XVIII вв. (преимущественно провинциального происхождения), изображающих «Чудо о Калояне», определяется как «царь Мамай». Достаточно часто имя великомученика (хотя значительно реже имени великомученика Георгия) упоминается в воинских заговорах и заговорах «на оружие». Димитрию Солунскому посвящена одна из ранних русских пьес – школьная драма «Венец Димитрию», написанная в 1704 г. в Ростове учителями школы митрополита Димитрия и тогда же поставленная на сцене силами её учеников.

 



 
PR-CY.ru