ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 23

С принятием христианства в конце X в. Димитрий Солунский стал одним из наиболее почитаемых на Руси святых. В «Сказании о Борисе и Глебе» заступничество этих святых сравнивается с покровительством Димитрия Солунского Фессалонике: «Темьже и борета по своемь отечестве и пособита, якоже и великий Димитрий по своемь отечестве. Рек: “Аще убо и веселящемся им с ними бех, тако же и погыбающем им с нимь умьру”. Но обаче сий великый милосердый Димитрий о единомь граде сице извеща, а вы не о единомь бо граде, ни о дву, ни о вьси попечение и молитву воздаета, но о всей земли Русьскей!». Число средневековых русских монастырей, посвящённых Димитрию Солунскому, невелико. В честь него в 1051 г. был возведён монастырь в Киеве великим князем Изяславом (Димитрием) Ярославичем, который не возобновлялся после взятия города войсками хана Батыя в 1240 г. В домонгольское время существовал также монастырь во имя Димитрия Солунского в Суздале, упоминаемый в летописи под 1096 г. как митрополичий. Храмы, посвящённые Димитрию Солунскому, имелись (иногда несколько) почти в каждом значительном русском городе. Так, в Новгороде в период независимости было три храма, посвящённых Димитрию Солунскому (на Софийской стороне на Даньславле ул. в Кожевниках, на Торговой стороне – на Славкове ул. и на Лубянице), и придел на хорах в церкви Константина и Елены на Росткине ул. (миро Димитрия Солунского находилось и в серебряном золочёном кресте-мощевике второй половины XVI в. из ризницы Троице-Сергиевой лавры). Димитрий Солунский считался небесным покровителем псковского г. Гдова, где ему был посвящён городской собор. Псковские летописи приписывают его заступничеству неудачу войск Ливонского ордена при осаде Гдова в 1480 г. и шведской армией в 1612 г. Из писцовой книги Гдова (между 1584 и 1585, 1587 и 1588 гг.) явствует, что в городском соборе в то время находилось три почитаемых образа Димитрия Солунского (местный и два «против клиросов»), все чрезвычайно богато (в масштабе города) украшенные. На местной иконе помимо оклада с финифтью и камнями были надеты три басменные гривны (цаты), два серебряных креста и панагия и привешены шесть золотых монет и пелена, на иконе «против правого клироса» находилась гривна с жемчугом и камнями, панагия и пелена, на второй клиросной иконе десять серебряных гривен (шесть «витых» и четыре басменные), привешены малый золотой и три креста, обложенных серебром. Храмовая местная житийная икона Димитрия Солунского почиталась чудотворной. В 1614 г., когда Гдов был взят войсками шведского короля Густава Адольфа, образ загорелся и обгорел «кругом» «в угль». Обгоревшая икона в 1636 г. была привезена горожанами в Псков, где иконописец Авраамий Иванов на «горелой доске» написал «по прежнему» образ Димитрия Солунского «с деяниями» (рассказ об этом сопровождает также сказания о чудотворных иконах Божьей Матери, входящие в рукописный сборник «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора С. Моховиковым в 1715–1716 гг.).

 



 
PR-CY.ru