ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 22

Никто из этих исторических лиц, носивших имя Димитрий, не основал монастыря, посвящённого Димитрию Солунскому. Не сохранилось сведений о монастырях во имя Димитрия Солунского, основанных сербскими правителями из династий Неманичей, Лазаревичей и Бранковичей (известно, впрочем, что родоначальник первой из них, великий жупан Стефан Неманя, посылал богатые дары в храм Димитрия в Фессалонике). В XII в. в Димитриевском монастыре в Фессалонике существовала значительная сербская иноческая община, члены которой в 1185 г. героически защищали город во время его осады норманнами. Почти нет данных о средневековых монастырях во имя Димитрия Солунского на территории собственно Сербии, лишь в грамоте короля Стефана Уроша II (Милутина) хиландарскому пиргу Хрусию (1309–1316 гг.) упомянут монастырь с таким посвящением у села Билуша, близ Призрена. Посвящённые Димитрию Солунскому монастыри, основанные сербскими правителями и вельможами, располагаются, в основном, в Македонии, на территориях, присоединённых к Сербскому королевству в последней четверти XIII – середине XIV в. Наиболее известен среди них Марков монастырь близ Скопье, основанный будущим королём Вукашином в 1345 г., обновлённый его детьми (в том числе Марком, по которому обитель получила название) около 1366 г., около 1337 г. известен соимённый монастырь в Кочани (до настоящего времени не сохранился), которому «великий слуга» короля Душана Иоанн Оливер (будущий деспот) пожаловал село. В XIV в. в районе Велеса существовало два монастыря во имя Димитрия Солунского – один близ Таора (история его неизвестна, основан до 1348 г.), второй около Бабуны, основанный Георгием Мирославом, внуком жупана Страцимира. Димитрию Солунскому посвящена также соборная церковь в Пече, построенная на средства архиепископа Диниила II (около 1274 – 1337 гг.). К периоду турецкого завоевания и владычества в Сербии относится основание только одного монастыря во имя Димитрия Солунского – Велика-Реметы на Фрушка-Горе в Среме. Со времени короля Стефана Уроша I (1243–1276 гг.) на 26 октября приходилась выплата коммуной Дубровника верховным сербским правителям ежегодной дани в объёме 2 тыс. перпер, которая по дате получила название «Светодмитарски доходак». Выбор даты был, вероятно, обусловлен тем, что, по народным обычаям, у южных славян этот праздник считался основной хозяйственной границей года, когда заканчивались сроки долговых обязательств и договоров, и заключались новые. На день памяти Димитрия Солунского боснийский бан Твртко венчался в 1370 г. «двойным» королевским венцом. Почитание Димитрия Солунского как популярнейшего византийского святого пришло на Русь не позднее рубежа IX и X вв., ещё в языческие времена, вероятно, посредством торговли и войн с Византией; сначала он воспринимался как воплощение идеального воина. В рассказе «Повести временных лет…» о походе Олега на Константинополь в 907 г. греки воспринимают русского князя как воплощение Димитрия Солунского («и убояшася греци, и реша: несть се Олег, но святый Димитрий послан на ны от Бога»).

 



 
PR-CY.ru