АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 21

Призывая «философствовать» и в то же время основываясь на святоотеческих текстах IV в., автор остаётся в указанном русле отношения святых отцов к Аристотелю, которое даст зрелые плоды у Иоанна Дамаскина. Последние представители Александрийской школы неоплатонизма Элиас (Илия), Давид и Стефан, перебравшийся при императоре Ираклии, занявшем престол в 610 г., в Константинополь, были христианами. Все трое писали обычные для позднего платонизма комментарии к логическим сочинениям Аристотеля и обеспечили в Византии непрерывность его школьного толкования. Эта традиция школьного толкования Аристотеля представлена в созданных в конце VI – начале VII вв. армянских переводах сочинения Аристотеля и неоплатонических комментариев, приписанных ученику Месропа Маштоца и Саака Партева Давиду Анахту (Непобедимому; V в.). Автор (или один из авторов) «Учения отцев о воплощении Слова», предположительно Анастасий Синаит (середина – конец VII в.), со школьной определённостью знает аристотелевские дефиниции сущности, формы и материи, лишённости и обладания и др. Иоанн Дамаскин впервые последовательно применил аристотелевскую логику и диалектику для нужд систематического христианского богословия. В «Диалектике, или Философских главах» (сохранились две версии этого сочинения) он, как и Григорий Богослов, исходит из того, что «если что благо, то оно дано человеку свыше – от Бога», и потому намерен начать с того, «что есть наилучшего у эллинских мудрецов», в числе которых Аристотель – один из первых, если судить по обилию цитат из него, а также из опиравшихся на Аристотеля Порфирия и Немесия. В «Диалектике» Иоанн Дамаскин излагает логику и физику Аристотеля. При этом он прекрасно осознаёт «светский» характер аристотелевской премудрости и в сочинении «Против яковитов» осмеивает их отношение к Аристотелю как к 13-му апостолу, а в сочинении «О ересях» говорит об арианах, тщетно пытающихся «представить Бога с помощью умозаключений аристотелевских и геометрических». Патриарх Фотий (около 820 – 886 гг.) комментировал «Категории» Аристотеля, опираясь на Порфирия и Аммония (комментарии не сохранились). В «Библиотеке» многократно упоминается Аристотель и среди прочего – толкования Аристотеля и парафразы Фемистия, известные Фотию. Его ученику Арефе, архиепископу Кесарии Каппадокийской (около 850 – после 932 гг.), принадлежат сводка «Категорий» и схолии к «Введению» Порфирия. Лев Математик, также ученик Фотия, пишет эпиграммы, посвящённые Порфирию и аристотелевским понятиям. Не только к Платону, но и к Аристотелю (к «Категориям») составлял комментарии Михаил Псёлл, под чьим именем также дошла «Сводка логики Аристотеля», имевшая влияние на западную традицию: в этом сочинении изложены «Об истолковании», «Первая аналитика» и «Топика». Иоанн Итал, чей платонизм был осуждён церковью, писал комментарии к Аристотелю, интерес к которому был поддержан Анной Комниной. Михаил Эфесский и Евстратий Никейский продолжили традицию толкования Аристотеля, введённую в начале VII в. Стефаном, в результате чего были написаны комментарии к главным сочинениям аристотелевского корпуса. Феодор Продром составил комментарий к «Введению» Порфирия, названный «Ксенедем», и комментарий ко второй книге «Второй аналитики».

 



 
PR-CY.ru