АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 27

Телеологизм стал определяющим моментом философских и антропологических построений Пьера Тейяра де Шардена. Политические изменения в странах Европы стимулировали интерес социологов к политическим концепциям Аристотеля. Однако в области богословия трезвое отношение отцов церкви к Аристотелю, умение и желание опереться на подлинные достижения его философии сегодня едва ли можно считать в полном смысле востребованными. Древняя Русь знала идеи Аристотеля, в основном, по произведениям византийских авторов. Так, в домонгольский период на славянский язык были переведены «Точное начертание православной веры» Иоанна Дамаскина, «Поучения огласительные и тайноводственные» Кирилла Иерусалимского, «Слова против ариан» Афанасия Александрийского, некоторые Слова Григория Богослова и другие произведения. Сочинение Иоанна Дамаскина «Источник знания» состоит из трёх частей: первая часть («Диалектика») представляет собой философское введение, содержащее определение основных логических и онтологических понятий, почерпнутых у Аристотеля, Порфирия и Аммония. «Категории» Аристотеля излагаются в главах 31–40. Иоанн Дамаскин вносит некоторые изменения в эти системы с целью привести их в соответствие с христианским учением. Так, он не принимает аристотелевского деления на «первую» и «вторую» субстанции, вместо «первой» употребляет термины «ипостась» и «индивид», разумея под ними всякий единичный предмет. Более широкое распространение знания Аристотеля связано с введением регулярного школьного обучения по системе, соответствующей аристотелевскому делению наук. Основанная в 1632 г. Киево-Могилянская коллегия взяла в качестве канона образования схоластизированный аристотелизм. В 1679, 1686, 1693 гг. здесь составляются руководства в виде разъяснений к переложениям Аристотеля. В первой половине XVIII в. появляются курсы и трактаты; трактат М. Казачинского «Философия Аристотелева, по умствованию перипатетиков» (Киев, 1742 г.) был опубликован на русском и польском языках. В московской Славяно-греко-латинской академии с 1686 по 1694 г. братья Лихуды преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и часть физики по Аристотелю. Первый русский учёный, получивший в Европе звание доктора философских наук, Пётр Васильевич Посников, ректор академии (около 1700 г.) игумен Палладий (Роговский), архиепископ Феофилакт (Лопатинский) сами прошли школу аристотелевской философии и составили руководства по изучению Аристотеля. Имевший хождение курс натурфилософии, изданный в 1713 г. под названием «Зерцало естествозрительное», представлял собой пособие по философии и риторике, выполненное в средневековом жанре комментариев к Аристотелю.

 



 
PR-CY.ru