АРЕОПАГИТИКИ - Страница 10

Современные исследователи уделяли серьезное внимание главным христианским темам «Ареопагитик», а именно: отрицательный путь богопознания (В.Н. Лосский), иерархическое видение мира (Р. Рок), учение о тайноводстве (иеромонах Александр (Голицын)). Во второй половине XX в. делались попытки сблизить учение «Ареопагитик» с новой немецкой философией: греческий философ Х. Яннарас сравнивает учения о бытии и познании «Ареопагитик» с феноменологическим учением М. Хайдеггера. А.Д. Саффре удалось предложить вполне убедительное объяснение того, что некий православный христианин во второй половине V в. счел важным для современной ему ситуации приписать созданные им богословские сочинения непосредственному ученику апостола Павла и представителю образованной элиты языческих Афин, содействовавшему распространению христианства в своем окружении. Эту цель и ставит себе автор «Ареопагитик» – обратить к истинной вере язычников-философов, духовным центром которых оставались Афины и Платоновская академия, достигшая при Прокле исключительного развития. Задача «Ареопагитик» – показать, что христианская вера ни в коей мере не противоречит их учености. Можно заметить, что трактовка А.Д. Саффре представляется далеко не бесспорной, но она должна быть учтена как общий взгляд на «Ареопагитики» как на первое сочинение, где православное богословие становится наукой только благодаря влиянию «научной» теологии неоплатоника Прокла. Иначе из поля зрения ученого выпадает самая существенная характеристика памятника – его органическая включенность в церковную традицию. Еще в конце XIX в. Г. Кох и Й. Штигльмайр в результате сопоставления учения о зле данного сборника и неоплатоника Прокла пришли к выводу о непосредственной зависимости «Ареопагитик» от философии Прокла, из-за чего параллельное исследование данного сборника и сочинений Прокла легло в основу последующей научной традиции изучения сборника. Нет сомнений в том, что подлинный автор «Ареопагитик» прекрасно знал и разрабатывал идеи неоплатоников. Прежде всего, Прокла – последнего великого представителя языческого идеализма, который довел неоплатоническую доктрину об иерархии бытия до высшей ступени виртуозной аналитической рассудочности, а также Плотина, Порфирия и Ямвлиха (христианского святого из Эфеса), последователи которого (марониты-сирийцы) в VII в. отделились от православной церкви. Все это, конечно же, исключает мысль об апостольских временах создания сборника, однако о действительном создателе «Ареопагитик», о месте их составления, о целях «подлога» ничего не известно. Можно только предположить, что неведомый автор был родом из Сирии и скрылся под именем Дионисия, желая придать своим творениям больше авторитета. Если это так, то замысел его увенчался полным успехом: церковь допустила «Ареопагитики» в свою святоотеческую письменность, и они сильно повлияли на развитие богословской и мистической мысли как на Востоке, так и на Западе. В Средние века Дионисий, несомненно, был самым большим авторитетом для представителей всех школ, и без него совершенно непонятна вся история средневековой мистики и философии. Однако сам псевдоним очень многозначителен: он показывает синтез аттической философской культуры с христианским мировоззрением, как это выразилось в посланиях апостола Павла.

 



 
PR-CY.ru