АРЕОПАГИТИКИ - Страница 4

 

Наконец, Бог есть совершенная красота, Красота без всякого изъяна – источник и прообраз всякой красоты. Все существующее ради Него и от Него получает свою красоту, т.е. стройность и меру. В соответствии с этим, образ мира у Дионисия определяется, прежде всего, идеей строя и лада, имеющие основание в неизреченном покое Божественной жизни. Все в мире стройно и созвучно, все состроено и согласовано между собой. Все существующее, не теряя своеобразия, слагается в живую гармонию и сказывается, прежде всего, в иерархичности мира. Выше всего в этой иерархии – Божественная красота. К ней и устремляется все остальное, чтобы в меру своей возможности «обнаружить в себе Божественную деятельность». Первое место в иерархическом строении тварного мира, причастного Богу, принадлежит первопричинам и миру идей. Высшие чины его являются посредниками  в Богопричастии низших. Наверху тварной лестницы стоят горние ангельские чины – «бесчисленное блаженное воинство премирных умов». Их совершенство определяется тем, что им в наибольшей степени доступно счастье Богообщения. По своей духовной природе они ближе всего к Богу. Первая и высшая триада ангелов – это Херувимы, Серафимы и Престолы. Им доступно прямое и непосредственное видение Божественных тайн. Они живут в Божественном свете и непосредственно созерцают Его. Выше всех – Херувимы, обладающие «совершенно-простым знанием высочайшего света». Вторая иерархия – это Господства, Силы и Власти. Им доступно только вторичное озарение, непосредственно через чины первой иерархии. Еще ниже третья иерархия – Начала, Архангелы и собственно Ангелы. Ангелы ближе всего к материальному миру и незримо присутствуют в нем. Они представлены к каждому народу и предводительствуют земной иерархией. К последней триаде ангелов примыкает земная иерархия. Ее возглавляет церковь, в которой Дионисий различал два родственных круга. Первый – священные чины: епископы, диаконы и пресвитеры. Из них епископы – это высшая ступень в чувственном мире, непосредственно примыкающая к горнему миру чистых духов, а пресвитеры – необходимое звено между священством и миром, в задачу которых входит объяснять светским людям священные символы и обряды. Второй круг церкви – это «чины совершаемых». Он также состоит из трех ступеней: монахов, «созерцателей» (добродетельных христиан) и оглашенных. Их совершенство определяется степенью близости к божественной идее. Нарушение установленной Богом иерархии, гармонии мира рождает беспорядок, который, по утверждению Дионисия, и есть зло. Следовательно, зло существует не само по себе, а лишь как нарушение. Поэтому абсолютного зла нет, и не может быть (его существование было бы равносильно отсутствию гармонии, т.е. самому существованию Бога и мира). Уже со второй половины VI в. «Ареопагитики» стали привлекать пристальное внимание сирийских богословов и писателей, которые не только их цитировали и составляли к ним схолии (не избежавшие сильного влияния оригенизма и появившиеся или одновременно со схолиями Иоанна Скифопольского, или немного позднее), но и писали сочинения, по духу близкие к ним. Важнейшее из них – «Книга святого Иерофея», написанная на сирийском языке под большим влиянием апокрифической литературы, в частности с большой выдержкой из «Варфоломеева евангелия». Ее автором (по мнению В. Райта) был сирийский монофизит и мистик-пантеист Стефан бар Суд-айлэ (Судаили), который происходил из Эдессы и был учеником оригениста Иоанна Египетского.

 



 
PR-CY.ru