АРЕОПАГИТИКИ - Страница 2

 

В это же время сборник переводится на сирийский язык, что способствует его распространению в монофизитских кругах (см. Монофизиты). Отрывки из него использовались на Соборах в Риме 731, 769 гг. и в Париже 825 г. в качестве аргумента против иконоборцев. Сборник не выходил из поля зрения пап и королей: в 758 г. папа Павел I послал его королю Пипину Короткому, в 791 г. папа Адриан I писал о нем императору Карлу Великому в связи с полемикой в защиту иконопочитания. Ко времени проведения в Никее Седьмого Вселенского собора (787 г.) «Ареопагитики» становятся непреложным авторитетом. С VI по XVI вв. и на Востоке, и на Западе их автором считался Дионисий Ареопагит, который пишет об апостоле Павле и некоем Иерофее как о своих наставниках, рассказывает о темноте, покрывшей землю во время Распятия, очевидцем которой он оказался в Гелиополе (Египет), будучи еще язычником. Дионисий сообщает, что присутствовал и на погребении Божьей Матери вместе с апостолами Петром и Иаковом. Евсевий Кесарийский называет его первым Афинским епископом, основываясь на свидетельстве Коринфского епископа Дионисия (конец II в.). В авторстве Дионисия Ареопагита не сомневался ни первый комментатор его сочинений – епископ Иоанн Скифопольский, ни Максим Исповедник, ни большинство отцов Восточной Церкви (в частности, Иоанн Дамаскин, Никита Стифат и Григорий Палама). «Ареопагитики» стали известны на Западе к концу VI в.: их цитировал папа Римский Григорий I Великий в своих проповедях, а позднее – папа Мартин I, который на Латеранском соборе 649 г. в полемике против монофелитов опирался на них как на непререкаемый учительный авторитет. Эфесский епископ Игнатий (531–537 гг.), выступавший от лица православных на Константинопольском собеседовании 532 г., впервые высказал сомнение в авторстве Дионисия Ареопагита, однако не с содержательной, а с исторической точки зрения. Средневековые авторы констатировали несоответствие стиля и содержания «Ареопагитик» сочинениям, составленным в I в. Критически настроенные западные исследователи хотели причислить к не признающим подлинности сборника и патриарха Константинопольского Фотия, который высказался недостаточно определенно в его пользу. Однако вплоть до эпохи Возрождения серьезных сомнений в древности и подлинности «Ареопагитик» не возникало ни на Востоке, ни на Западе. Исключительный религиозный подъем, необыкновенная глубина и острота мистических умозрений, сам язык, выразительный и страстный, поражали воображение многих поколений христиан и заставляли признавать Дионисия Ареопагита одним из величайших религиозных мыслителей прошлого. Величайший пиетет, которым всегда было окружено имя Ареопагита, легко понять, поскольку никто из христианских философов до него не сумел так глубоко погружаться в неведомые тайны Божественного и так полно выразить Невыразимое. Сам метод его Богопознания был поразительным и дерзким. Дионисий писал, что в Своем бытии, «по собственному своему началу или свойству» Бог непознаваем и непостижим. Внутрибожественная жизнь совершенно скрыта от тварных взоров, превышает всякую вместимую и доступную для разума меру, а человеческое сознание никогда не проникнет в ее сокровенные и неизреченные глубины. «Изъятый» из мира Бог как бы не существует в нем, но это не значит, что Он далек или что Он скрывает Себя.

 



 
PR-CY.ru