Религия римлян - Страница 12

Все эти особенности проявились уже в так называемом римском мифе – сложившейся в VI в. до н.э. концепции, объясняющей возникновение Рима божественным вмешательством. Согласно «римскому мифу», основание Рима было связано с сыновьями бога войны Марса, близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Знаки великой судьбы Рима были принесены опять-таки божественным потомком – Энеем, сыном троянца Анхиса и богини Афродиты. В конце VI в. до н.э. этрусское господство над большей частью Италии ослабело, города латинов, умбров, самих этрусков обособились. Древний «союз двенадцати племён», по-видимому, утратил власть и над Римом. По легенде, в 510–509 гг. до н.э. римский народ изгнал последнего из царей этрусской династии – Луция Тарквиния Гордого (534–509 гг.); вместе с этим полис обрёл полную политическую самостоятельность. С изгнанием Тарквиния прекратилась власть вождя-царя. Вместо него народное собрание, по предложению префекта претория, избрало двух консулов, которые совместно (поочерёдно) выполняли функции прежнего царя, причём ежедневно сменяя другу друга. Переход к ранней государственности с новыми институтами власти не был простым. Единовластное правление продолжало вызывать симпатии, особенно в условиях нараставшей межсословной борьбы внутри римской общины. Однако знать, представленная в сенате, ощутила для себя все преимущества нового порядка: по преданию, в 485 г. до н.э. консул Спурий Кассий был даже сброшен со скалы за «стремление к царской власти», а реально – за нежелание считаться в управлении и законодательстве с мнением представительных учреждений. Изменения в организации верховной власти сопровождались крупными переменами в общей полисной структуре, которые сыграли роль почти социальной революции. Легендарная римская история связывает эти реформы общественного устройства с деятельностью пятого (или шестого) царя Сервия Туллия (578–535 гг. до н.э.). В результате реформы плебеи были введены в состав римского народа. Её первая часть заключалась в делении свободного населения на шесть имущественных разрядов и центурии – сотни, центурии (это одновременно – военная и политическая сила). Теперь наряду с куриантными собирались и народные собрания по центуриям, решение которых имело силу закона. Общее число центурий составляло 193 (богатые и самые богатые составляли 98 центурий). Вторая часть реформы состояла в делении свободного населения по территориальному признаку. В Риме было организовано четыре городских и семнадцать сельских территориальных округов, за которыми сохранилось название «трибы»; триба объединяла живущих в ней патрициев и плебеев. Они подчинялись старосте, который и являлся сборщиком налогов. Позднее по территориальным трибам стали собираться народные собрания (каждая триба имела один голос; её представитель стал называться «трибуном»). Смысл организации новой власти римляне видели в обеспечении гражданских прав и в гарантии привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской свободе они усматривали в единоличной власти, считая, что только народ в целом обладает верховной властью, поручая различные части этой власти отдельным лицам и учреждениям. Этот принцип стал основой классической римской республики, где сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивающие привилегированное положение богатой верхушки рабовладельцев. На протяжении всей истории древнеримского общества основу его социального строя составляло правовое неравенство населения. По статусу свободы всё население Рима делилось на свободных и рабов. Рабы были государственные и частные. В период республики они превратились в основной эксплуатируемый класс. Главным источником формирования рабства были захваченные в плен, а к концу республиканского периода распространилась самопродажа в рабство. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества; власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Гражданство считалось особым качеством, как бы выделением из других, причём безотносительно к территории собственно Рима. Статус гражданина сопрягался с определёнными правами (не только политическими, но и семейными и коммерческими, а также судебными) и обязанностями (служить в армии установленное время, платить общественный налог). Помимо собственно римского существовала категория латинского гражданства. Первоначально латинами обозначали только жителей центральной области вокруг Рима – Лациума. С 268 г. до н.э. статус латина становится условным без этнической или географической привязанности, а после Союзнических войн в начале I в. до н.э. всем латинам было даровано полное римское гражданство, исключая возможность быть избранными в высшие магистраты.

 



 
PR-CY.ru