Религия римлян - Страница 11

Первоначально к полноправному населению относились только патриции, т.е. потомки основателей римских родов, которые обладали правами на земельный надел, на наследование надела и родового имущества вообще, на получение от рода помощи, на участие в религиозных обрядах, празднествах и т.д. Плебеями называлась часть населения, стоявшая вне родовой организации. Они были лично свободными, наравне с патрициями несли военную службу, но доля их в военной добыче оставалась не равной с патрициями. В процессе имущественной дифференциации социальная структура общины усложняется. Патриции становятся господствующим сословием, владеющим крупными земельными наделами и рабами. Появляются наёмники – обедневшие сородичи (завоёванные или пришлые жители), которые, будучи лично свободными, находились под патронатом патрициев – получали от них землю и несли в их пользу различные повинности. Власть царя была ограничена другим правящим органом – сенатом, или советом старейших. Особое полномочие сената в ранний период – это организация избрания нового царя, а в случае затруднений при этом – исполнение надобщинной власти в период междуцарствия. После кончины царя сенат избирал из своего числа десятерых временных правителей, которые, сменяя друг друга, управляли полисом по пять дней, до тех пор, пока не определялись с выбором нового правителя. Основным же институтом военно-родового уклада сохранялись собрания по куриям, которые созывались в случаях особой важности: утверждение нового царя, решение военных вопросов; дела решались или криком, или голосованием по куриям. Древнейшие законы опирались на обычаи и были направлены на укрепление кланово-родового строя. Суд и истолкование норм права находились в руках жрецов и их помощников – понтификов. Высшая судебная власть принадлежала царю также в связи с культовыми полномочиями. Верховной ценностью признавалась воля богов, переданная в виде общих предписаний – fas, которые, однако, касались только родовых и общинных порядков и не касались частных вопросов. Для регулирования общественных нужд существовали общественные установления – jus. Религиозные предначертания в царский период получили вид священных законов, гарантия исполнения которых – принесение виновного в жертву божеству (в VII в. до н.э. принесение в жертву заменилось объявлением изгоем). Наряду со священными законами появились установления первых царей, касающиеся кроме божественного порядка и вопросов родового строя, и частных прав. Первыми такими законами почитались законы Ромула (VIII в. до н.э.), согласно которым главе семейства предоставлялась значительная власть над домочадцами. В середине V в. до н.э. были созданы «Законы двенадцати таблиц», которые были записаны на двенадцати деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима – Форуме. Они стали первым законченным сводом письменных норм, содержали постановления и нормы. «Законы двенадцати таблиц» построены, с одной стороны, по древнему казуистическому принципу (т.е. частный случай подводился под общую норму), с другой – по приёмам религиозной заповеди. Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации, законы были строго определёнными и формальными. Субъектом права являлся далеко не каждый житель Рима. Отец семейства (pater familias) был носителем юридических полномочий внутри фамилии и единственно правомочным лицом из всех её членов перед общиной. Связанные родством по мужской линии носили название «агнатов». Вольноотпущенники тоже входили в состав семьи; в тесных отношениях с семьёй в целом находились рабы и наёмники. Однако семья была не единственной ячейкой древнеримского общества; сохранились предписания, согласно которым, прежде всего, необходимо было учитывать родовые отношения. Индивидуальное обладание вещами также подчинялось общественным интересам. Была значительная категория вещей, которые не могли быть ни в общественном, ни в частном владении. Это были вещи божественного права, подразделявшиеся на несколько категорий: священные (храмы и пр.), религиозные (погребения, души умерших) и нерушимые (стены и ворота города). В эпоху «Законов двенадцати таблиц» нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи – отца (pater familias). Согласие женщины на заключение брака не требовалось – она переходила под власть мужа как нового для себя домовладыки; патрицианство заключало браки в виде священной процедуры конфарреации. Лишь около 250 г. до н.э. получает распространение более свободная для женщины форма брака: теперь она переходила как бы под опёку мужа, а не под его власть. Её приданое номинально оставалось в её пользовании, муж только управлял им.

 



 
PR-CY.ru