Еврейская культура

1. Введение
2. Боги и тотемы древних евреев
3. Иудейская Библия
4. Иудаизм как отдельная цивилизация
5. Эпохи Древнего Израиля
6. Моисей и исход евреев из Египта
7. Образы эпохи судей и царей
8. Ощущение конца истории
9. Пророки Ветхого Завета
10. Новые общины и новые учения

Контрольные вопросы

Библиография

7. Образы эпохи судей и царей.

Среди величавых судей Израиля богатырская фигура Самсона производит странное впечатление. Он в течение двадцати лет был судьей в Израиле, но библейские авторы не сохранили нам ни одного приговора, который Самсон вынес в качестве судьи. Его влекло к побоищам и ссорам, поджогу скирд и налетам на жилища блудниц. Однажды он даже снял городские ворота вражеского города и унес их с собой. Вместо скучного перечня его судейских приговоров нам преподносят занимательный, хотя и не слишком нравоучительный рассказ о его любовных и военных приключениях, больше напоминающих разбойничьи. Но даже в этих набегах он, по-видимому, меньше всего думал об освобождении своего народа от рабства. Когда он убивал филистимлян, им двигали не высокие мотивы патриотизма или политические соображения, а исключительно личная месть за зло, причиненное ему самому, его жене и его тестю. Лишь сверхъестественная сила, безудержная храбрость и некоторый налет юмора возвышают образ Самсона над банальным типом простого разбойника. Но эта чрезмерная яркость красок в изображении библейского персонажа принадлежит скорее кисти художника, чем перу историка. Однако нет оснований сомневаться в том, что в саге о Самсоне под вымыслом лежит фундамент истинных фактов. К тому же, в образ Самсона вкладывается иной смысл: он не знал, к чему приложить свои силы, пока не выступил в роли патриота. Иначе говоря, физические возможности человека не имеют смысла, пока не служат формированию общества и его культуры.

Не менее красочен рассказ о Давиде, который искал убежище среди Иудейской пустыни, в двух часах езды от Хеврона, Вифлеема и Иерусалима, преследуемый своим врагом Саулом. Но именно личность Саула является одной из самых трагических фигур в истории Израиля. Недовольный господством жрецов, уверовавших, что они управляют от имени божества и под его прямым руководством, народ стал требовать светского царя. И последний из первосвященников, пророк Самуил должен был поневоле подчиниться этому требованию и помазать Саула на царство. Избранник Самуила обладал всеми нужными качествами для того, чтобы вызвать любовь и поклонение толпы: высокий, статный, любезный в обращении, искусный и беззаветно храбрый военачальник. Но под внешностью отважного и популярного в народе вождя таились роковые слабости: подозрительность и желчность, ревность и слабость воли, нерешительность, а также меланхолия, под влиянием которой рассудок Саула порой омрачался до состояния, близкого к помешательству. В минуты глубокой подавленности его разум рассеивался от мрака только под воздействием звуков торжественной музыки. Одна из самых ярких картин, оставленных нам еврейским историком, это – образ красивого царя, сидящего в скорбной задумчивости, и стоящего перед ним юноши-певца, краснощекого Давида.

 



 
PR-CY.ru