Еврейская культура

1. Введение
2. Боги и тотемы древних евреев
3. Иудейская Библия
4. Иудаизм как отдельная цивилизация
5. Эпохи Древнего Израиля
6. Моисей и исход евреев из Египта
7. Образы эпохи судей и царей
8. Ощущение конца истории
9. Пророки Ветхого Завета
10. Новые общины и новые учения

Контрольные вопросы

Библиография

6. Моисей и исход евреев из Египта.

Примечательно, что хотя Моисей стоит гораздо ближе к историческому времени, чем патриархи, в его жизнеописании элементов чудесного и необычайного гораздо больше, чем в сказаниях о патриархах. Он от первого до последнего дня своей жизни стоит особняком как носитель великой миссии, и в его образе нет почти ни одной из тех общечеловеческих слабостей, благодаря которым портреты патриархов приобретают такую жизненную яркость. Поэтому простая человечность Авраама, Исаака и Иакова трогают гораздо больше, чем величавая, но одинокая фигура Моисея.

Согласно Библии, Моисей, выводя евреев из Египта, проявил себя толковым организатором: выбрал самых способных и энергичных людей (независимо от имущественного положения и прочих сомнительных качеств) и поставил их начальниками народа, разделив его на сотни. Иными словами, организовал народ по принципу армии, потому что он и впрямь делал из шумного и неорганизованного племени войско , способное к завоеваниям. Но к странствиям по пустыне, вообще к испытаниям, народ оказался не готов. Сначала они начали роптать на голод и лишения, но Моисей заручился поддержкой Бога, и с неба посыпалась манна. Первый бунт удалось утихомирить, но стоило Моисею удалиться на гору Синай, где он разговаривал с Богом, и задержаться там на неделю, как Аарон, брат Моисея, по просьбе народа отлил из женских безделушек золотого тельца, которому тут же стали приносить жертвы, правда, мирные. Иначе говоря, нард вернулся к прежним верованиям. На горе Синай Господь дал Моисею десять заповедей, по которым евреи должны были дальше жить, чтобы выжить и исполнить свое предназначение. Эти десять заповедей получили название «Декалог». Они обращены непосредственно к еврейскому народу и составляют суть религиозных, этических и правовых норм. Заповеди, полученные Моисеем на горе Синай, были, в сущности, сводом правил, жестким регламентом жизни, ее планом на тысячелетия вперед. Они предусматривали все – от длительности карантина на стригущий лишай и проказу до узора на платье первосвященников. Иными словами, они призваны были за короткий срок создать то, что обычно создается веками, – принципы, правила и традиции, совокупность которых и определяет народ. Но сам народ никак не хотел осознавать себя таковым.

Передвижение евреев по пустыне описано по всем правилам драматического искусства, вернее, наглядной агитации; никогда, пожалуй, чудеса не совершались с такой частотой и таким явным целеполаганием, как во время Исхода. Казалось бы, большего доказательства богоизбранности и представить себе нельзя. Однако, похоже, беглецов мало тревожили вопросы богоизбранности; им просто хотелось мирной и спокойной жизни, и, когда выяснилось, что земля, текущая молоком и медом, по-прежнему маячит в очень отдаленной перспективе, а Египет остался безвозвратно позади, они, как это обычно бывает, начали тосковать по утраченному прошлому, которое сейчас казалось им вполне терпимым.

 



 
PR-CY.ru