Еврейская культура

1. Введение
2. Боги и тотемы древних евреев
3. Иудейская Библия
4. Иудаизм как отдельная цивилизация
5. Эпохи Древнего Израиля
6. Моисей и исход евреев из Египта
7. Образы эпохи судей и царей
8. Ощущение конца истории
9. Пророки Ветхого Завета
10. Новые общины и новые учения

Контрольные вопросы

Библиография

4. Иудаизм как отдельная цивилизация.

Иудаизм представляет собой сложный комплекс, не сводимый исключительно к религии. Основная идея иудейской религии состоит в том, что евреи в силу договора, заключенного с Богом на Синае, – народ избранный. Эта избранность вовсе не предполагает господства над другими народами, она сводится лишь к особым отношениям с Богом. Иудаизм, следовательно, является религией, вокруг которой сплачивается избранный этнос, т.е. народ и религия как бы взаимно перекрывают друг друга. Ревностное сохранение в неприкосновенности заветов Израиля – условие сохранения национальной индивидуальности еврейского народа, его культурного наследия. Отсюда простота учения иудаизма, заключающаяся в двух ключевых положениях: единство Бога и избранность Израиля.

Основной религиозной обязанностью иудея является знание священных текстов, т.е. Закона. Всякий религиозный долг называется «мицва». Сам обряд посвящения в иудаизм приравнивается посвящению во взрослую жизнь и предполагает знание священных текстов. Характерно, что если подобный обряд и не проводился над кем-то, все равно считается, что каждый еврей обязан соблюдать данную мицву в течение всей своей жизни. Принадлежность к иудаизму и знание священных текстов – почти одно и то же. Быть евреем и быть иудеем считается синонимами, хотя многими оспаривается.

Строгий ритм иудейскому году придают множество религиозных праздников. За исключением Шаббата (субботы), даты всех праздников подвижны. Все праздники начинаются и заканчиваются с заходом солнца. Шаббат (суббота) – день отдыха в конце недели, уподобляемый седьмому дню творения. В этот день запрещено всякое творчество, материальное и духовное, мешающее человеку полностью сосредоточиться на Боге. Шаббат отмечается священниками, собирающими общину в синагоге, и семейными молитвами, во время которых освящаются вино и хлеб. Древнейшие религиозные праздники были установлены в память важнейших событий истории еврейского народа, они совпадают с древними праздниками земледельческого цикла, отмечавшими наступление весны и осени. Один из наиболее почитаемых праздников – Пасха (Песах») – восходит к периоду кочевой жизни. Именно в этот праздник приносились жертвы духу пустыни. Пасха отмечается весной и напоминает евреям об освобождении из египетского плена. В память о бегстве и блуждании по Синайской пустыне евреи в течение недели не принимают никакой дрожжевой или перебродившей пищи, вместо хлеба употребляя мацу. Через семь недель, или 50 дней, отмечается праздник Шебуот (Пятидесятница) в память о даровании Завета Моисею на горе Синай, в этот день освящаются первые плоды. Осенью отмечается праздник Кущей (Суккот), называемый также праздником шатров или дарохранительниц. В течение недели освящается урожай плодов, верующие вспоминают жизнь в шатрах во время сорокалетнего странствования по египетской пустыне.

 



 
PR-CY.ru