Еврейская культура

1. Введение
2. Боги и тотемы древних евреев
3. Иудейская Библия
4. Иудаизм как отдельная цивилизация
5. Эпохи Древнего Израиля
6. Моисей и исход евреев из Египта
7. Образы эпохи судей и царей
8. Ощущение конца истории
9. Пророки Ветхого Завета
10. Новые общины и новые учения

Контрольные вопросы

Библиография

8. Ощущение конца истории.

Сочинения в этом жанре принято называть «апокалиптическими» (от греч. apokalipsis – «откровение»), а их авторов – «апокалиптиками». Они продолжали традицию пророков, заимствовали их идеи и язык, но существенно модифицировали самое главное – тему, смысл и духовную атмосферу. Тема пророков – история и вмешательство в нее Яхве, вмешательство чудесное, но не разрушающее саму историю. Тема апокалиптиков – взрыв истории и ее переход в эсхатологию, последнее сражение добра и зла и «тот свет». Для сочинений апокалиптиков характерен книжный и потому головной характер, отрывающий их от традиций пророков. Когда-то пророк выступал всенародно, гласно и открыто, от своего собственного лица и на свою собственную ответственность; когда он говорил о будущем времени, он имел в виду действительно будущее. Апокалиптик, напротив, предпочитает скрывать себя самого за условными именами таинственной древности и оставаться безличным орудием предания.

Апокалиптическая литература – это мистика абсолютизированной истории. Апокалиптик очень остро чувствует историю как боль, которую нужно утолить; как недуг, который нужно вылечить; как вину, которую нужно искупить. Он скорее ненавидит историю, чем любит ее; столь характерный для древнееврейской культуры мистический историзм в момент своей кульминации обращается в свою противоположность. Поэтому для апокалиптика так важна идея абсолютного конца, когда все движущееся остановится, все открытое замкнется, все нерешенное будет решено, и все спорящие стороны услышат свой вечный приговор.

Первое и самое значительное произведение иудейской апокалиптики – «Книга пророка Даниила». Изложенные в ней события и видения относятся к VII–VI вв. до н.э., однако книга в действительности получила свой облик между 167 и 163 гг. до н.э., в эпоху Маккавейских войн. Апокалиптическая литература становилась популярной в любые драматические эпохи, и особенно в период I в. до н.э. – II в. н.э., утешая народ во время унижений и поддерживая в нем напряженное ожидание великой победы в будущем. Но это – уже иная культура Израиля, до которой с момента появления «Екклесиаста» было еще очень далеко. Древнееврейская литература еще долго живет идеей поступательного целесообразного движения, и эта идея соединяет разрозненные повествования различных книг библейского канона в единый религиозно-исторический эпос. В Библии господствует длящийся ритм исторического движения, которое не может замкнуться, и каждый отдельный отрывок которого имеет свой подлинный и окончательный смысл лишь по связи со всеми остальными.

Соломон вошел в историю как мудрый правитель. При нем процветали ремесла и торговля, и было немало богатых людей. Еврейская одежда того периода может считаться изысканной, и среди женщин обыкновенным стало стремление к роскоши. Излюбленной одеждой было длинное платье блестящего белого цвета с яркими цветными узорами. Выходя из дома, еврейки закрывались с головы до ног в темное тонкое покрывало.

 



 
PR-CY.ru