Еврейская культура

1. Введение
2. Боги и тотемы древних евреев
3. Иудейская Библия
4. Иудаизм как отдельная цивилизация
5. Эпохи Древнего Израиля
6. Моисей и исход евреев из Египта
7. Образы эпохи судей и царей
8. Ощущение конца истории
9. Пророки Ветхого Завета
10. Новые общины и новые учения

Контрольные вопросы

Библиография

9. Пророки Ветхого Завета.

Пророки появляются в Ветхом Завете очень рано, можно сказать, одновременно с израильской религией и самим Израилем. В каком-то смысле уже Авраам являлся пророком, пророками были Моисей, Самуил и др. Однако эра пророков в подлинном смысле этого слова начинается позже, когда усилилось религиозное влияние хананеев, и возникла реальная угроза полной победы язычества, потому что общность жизни и языка с покоренными народами не могли не повлиять на победителей. Заключение смешанных браков способствовало тому, что обе народности полностью слились, при этом пришельцы попали под влияние более развитой культуры. Евреи переняли от покоренных народов не только искусство виноделия и строительства крепостей, но также их пышные религиозные праздники. Спустя несколько поколений жестокие завоеватели стали почитать и старые хананейские святыни – храмы Ваала, Астарты, Гада, Анат и других богов, которые находились в Сихеме, Мегидо, Бет-Шане и в других городах.

Однако еще в эпоху единого царства израильтяне не отличались ни верностью Завету с Богом, ни верностью собственным клятвам. У древних семитических племен коварство вообще не считалось грехом; напротив, это скорее было проявлением смекалки, хитрости, способности быстро оценить обстановку. Отсюда выражение – «Восток – дело тонкое». Поэтому клятвы давались самые страшные даже по самым незначительным поводам. Царь как символ и олицетворение народа не был исключением из общего правила. Но кто мог его обличить? Тот, кому голос и власть даны не народом, а Господом. Поэтому Господь послал к Давиду пророка Нафана, чтобы он обличил царя за то, как он поступил с Урией и его женой Вирсавией. И Нафан сказал Давиду: «За то, что ты обрек Урию Хеттеянина на смерть, а жену его взял себе, умрет родившийся у тебя сын». У Вирсавии родился от Давида сын, но вскоре заболел и умер. Но через год родился еще сын, которому наречено было стать царем Соломоном, потому что Давид раскаялся.

В эпоху правления эллинистических монархов добровольная эмиграция раскидала евреев еще дальше, по всему Восточному Средиземноморью. В 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Иудею и Самарию. После его смерти Палестина попала под управление династии Лагидов. Диаспора тем временем расширялась, множество евреев обосновалось в эллинистическом Египте. В Александрии был составлен греческий перевод Библии, называемый Септуагинтой, поскольку многие евреи уже не знали родного языка. В 198 г. до н.э. Палестина перешла под власть Селевкидов. В 63 г. до н.э. римский полководец Помпей взял Иерусалим. Ирод Великий, правивший Иудеей при поддержке римлян с 37 по 4 гг. до н.э., расширил Храм. В 6 г. н.э. Иудея стала римской провинцией. Неуважение римлян к религии и обычаям иудеев толкнуло их на восстание в 66 г. н.э., в результате подавления восстания императором Титом в 70 г. н.э. Иерусалим и Второй Храм были разрушены; крепость Массада пала в 74 г. Второе восстание под предводительством Бар-Кохбы в 132–135 гг. н.э. также потерпело неудачу, за ним последовали жестокие гонения на иудеев и их окончательное рассеяние. Разгром восстания 132 г. привел к великому рассеянию, продолжавшемуся до 1948 г.

 
PR-CY.ru