ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 11

Сторонники такой интерпретации благословения предполагают, что в последний день празднования главы колен по очереди подходили поклониться, и в этот момент певцы произносили стихи благословения соответствующему колену Израиля. Основная идея этих благословений – в призывании помощи от Господа на колена Израиля и их предводителей во время борьбы с врагами. Слова благословения, считает У. Кассуто, отредактированы в соответствии с нуждами того или иного колена и особенностями условий их жизни. В благословениях есть также некоторая традиционность, и, таким образом, объясняются параллели между благословением Иакова (Быт. 49) и Моисея. Общее благословение в заключительной части обращено ко всему Израилю и возвращается к теме заступничества Господа за Свой народ перед лицом врагов. Яхве описан как Царь над Израилем, Который установит мир в земле, завоёванной Им для Своего народа. Описанная ситуация, скорее, соответствует домонархической эпохе: почти все колена Израилевы показаны в состоянии войны, и, по всей вероятности, каждое ведёт войну самостоятельно; нет намёка на объединение их усилий в этой борьбе; единение кажется возможным в сфере религии и богослужения. Такое состояние народа соответствует эпохе захвата Ханаана и правления судей. Отсутствие упоминания о колене Симеона объясняется тем, что оно в эту эпоху соединилось с коленом Иуды (Нав. 19:1). Стих 7, в котором звучит обращённая к Господу просьба отвести Иуду к его народу и помочь ему в борьбе с врагами (т.е. высказывается позиция северных колен), свидетельствует, по мнению ряда исследователей, о том, что, с одной стороны, рассматриваемый текст был составлен в эпоху существования царств Иудеи и Израиля. С другой стороны, особо благоприятный отзыв о колене Иосифа, которому, по сути, отдаётся первенство среди других, позволяет предположить домонархическое происхождение текста благословения. О том же исследователи судят и по позитивной характеристике сынов Левия, которая нетипична для Северного царства (ср.: 3 Цар. 12:31). В основе эти благословения традиционны и, возможно, восходят ко временам Моисея (по мнению У. Кассуто, Моисей не мог покинуть этот мир, не благословив Израиль). Последняя глава рассказывает о том, как Моисей перед смертью взошёл с равнин моавитских на гору Нево и обозрел землю, о которой клялся Господь Аврааму, Исааку и Иакову (Втор. 34:1–4). «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребён на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает (места) погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:5–6). В Израиле наступил траур (Втор. 34:8), и народ признал Иисуса Навина преемником Моисея (Втор. 34:9). Книга заканчивается словами: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землёю его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34:10–12). Эта эпитафия подчёркивает значение деяний Моисея и, возможно, является колофоном для всего Пятикнижия (ср. Втор. 18:5–18 с Мал. 4:5–6).

 



 
PR-CY.ru