ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 13

Этот выбор был сделан «потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим» (Втор. 7:8). Традиционная для договоров идея верности вассала своему Господину выражается в требовании воздержания Израиля от общения с языческими народами Ханаана: «семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя» должны быть изгнаны (Втор. 7:1); Израиль не должен был вступать с ними ни в какие соглашения или проявлять пощаду; между Израилем и народами этой земли не должно быть брачного родства, т.к. это могло отклонить израильтян от Яхве к служению другим богам (Втор. 7:3–4). Однако автор Второзакония не теряет из виду, что избрание Богом родоначальника израильского народа Авраама имело определённую цель – «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Ревность Божия об Израиле основана на заботе о том, чтобы Израиль передал истину другим народам, что возможно только, если Израиль будет заботиться о том, чтобы сохранить истину, которую открыл народу Яхве. Поэтому во Второзаконии подчёркивается, что израильтяне в Ханаане должны строго соблюдать указания Божьи и преодолевать влияние религии языческих народов. Это является причиной закона о «едином жертвеннике» (Втор. 12:1–14). Это место, где бы оно ни было – у горы Гевал, в Сихеме или в Иерусалиме, – должно быть единственным местом служения тех, кого Яхве избрал Своим народом. С идеей богоизбранного народа связана третья тема в богословии Второзакония: завет между Богом и Израилем (и Второзаконие как документ этого завета). В основе библейского завета лежит любовь Бога к Своему народу (Втор. 7:8), поэтому, хотя народ и не выполнил своих обязательств (что произошло в период странствования по пустыне), Бог не разрывает завета (Втор. 4:31). Сохраняя верность завету, Яхве не отменяет Своих обетований, данных Израилю. Он может покарать Израиль за неповиновение, однако Его завет остаётся в силе благодаря самой его природе. Израиль обязан придерживаться требований, потому что он является Его народом и должен жить соответствующим образом. Моисей обращается к основополагающему принципу, изложенному в книге Левит: «...Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2), когда он повторяет закон: «Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли, и завладели (доброю) землёю, которую с клятвою обещал Господь (Бог) отцам вашим. И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет... И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его» (Втор. 8:1–6). В структуре завета заповеди Второзакония (Втор. 5:6–21) образуют фундамент тех принципов, на которых основываются остальные положения договора, являющиеся их детальной разработкой и истолкованием (Втор. 5:22–11:32). Суть заповедей изложена в «Шема» (Втор. 6:4–5) – в стержне ветхозаветной веры, где Яхве определён как единый Бог, а обязанности Израиля по отношению к Нему сводятся к безраздельной любви, т.е. к послушанию. Согласно Евангелиям от Матфея (Мф. 22:36–40) и Марка (Мк. 12:28–31; см. также Лк. 10:25–28), «первой и наибольшей заповедью» в Пятикнижии Моисея Иисус Христос назвал заповедь любви к Богу из Второзакония (Втор. 6:5).

 



 
PR-CY.ru