ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 10

Во Втор. 30:1–14 изложено обетование, согласно которому рассеянный среди народов за непослушание Израиль, покаявшись и обратившись к Господу, будет помилован и возвращён в землю отцов; здесь же высказывается идея о близости заповеди Господней к человеку: она не на небе и не за морем, но в устах и в сердце человека, чтобы он мог исполнять её. Далее Господь через Моисея предлагает Израилю «жизнь и добро, смерть и зло», «благословение и проклятие»; исполнение закона ведёт к благословению и благоденствию, отклонение от него – к проклятию и гибели (Втор. 30:15–20). После завершения написания закона Моисей отдал его левитам, носящим Ковчег Завета, и повелел положить его одесную Ковчега и читать народу каждые семь лет (Втор. 31). Иисус Навин назначается преемником Моисея; он «исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои» (Втор. 34:9). В песни Моисея (Втор. 32:1–43), записанной им по повелению Господа (Втор. 31:19, 22), законодатель укоряет ту часть Израиля, которая впала (и впадёт в будущем, когда придёт в землю обетованную) в идолопоклонство и стала (станет) приносить жертвы языческим богам. Однако «близок день погибели» (Втор. 32:35) для идолопоклонников «и мчится предназначенное им». Есть только один Бог – Господь, избравший Израиля. Он умерщвляет и оживляет, ранит и исцеляет; и никто не избавит от руки Его. Благословение Моисея содержится во Втор. 33:1–34:12. Последнее надписание вводит «благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых перед смертью своею». После вступительных стихов 2–5 приводятся благословения каждого из колен Израильских, за исключением Симеона (Втор. 33:6–25; в LXX Симеон упомянут), в стихах 26–29 – общее благословение всему народу. Традиционно этот текст рассматривается как пророчество Моисея о будущем, но звучит как утверждения о настоящем и воспоминания о прошлом. Сам законодатель упоминается в третьем лице (стихи 4, 21), и сообщается о месте его захоронения. Точное время возникновения этого текста остаётся предметом споров. Многие исследователи считают благословение древним поэтическим произведением, однако в современном виде его относят к X в. до н.э. (времени израильского царя Иеровоама I), соглашаясь, что оно может содержать и более древние части (ср.: Ф.М. Кросс, Д.Н. Фридман). Лишь немногие датируют эти части более ранним временем царя Давида и судей. Относительно вступительных стихов и заключительных слов общего благословения существует мнение, что изначально они составляли самостоятельную песнь. С точки зрения Умберто Кассуто и др., ситуацию, когда произносятся благословения, можно представить в контексте праздника новолетия или интронизации Яхве. Содержание стиха 5 (где Господь признаётся Царём над Своим народом, собравшимся на праздник) во многом совпадает с содержанием строк Пс. 46, который, вероятно, также имел отношение к празднику новолетия (Пс. 46:9–10: «Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своём; князья народов собрались к народу Бога Авраамова...»). Вступительная часть благословения Моисея отражает богословие и ситуацию этого праздника: Бог пришёл из Своего святого селения на горе Синай к сынам Своего народа, чтобы принять свидетельство их веры, когда они собрались поклониться Ему и услышать провозглашение Его закона (стихи 3, 4); после этого Моисей благословил глав народа (стих 5), принимавших участие в праздничном собрании.

 



 
PR-CY.ru