ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 12

Второзаконие оказало значительное влияние на пророческую литературу в Израиле и на последующую религиозную мысль и жизнь евреев и христиан. К фундаментальным концепциям Второзакония относятся идея чистого монотеизма, учение об избрании Израиля и о завете между Яхве и Его народом. Яхве является Единственным Богом, Которого Израиль должен любить и Которому он должен служить. Единственность Яхве, Бога Израиля, утверждается в величайшей заповеди Ветхого Завета (Втор. 6:4–9): «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём (и в душе твоей); и внушай их детям твоим... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (ср.: Мф. 22:37). Имя Яхве используется во Второзаконии 221 раз. Под этим именем Бог открывается Моисею на Синае и даёт повеления избранному народу соблюдать установленный там завет. Редкое использование имени Элохим (23 раза), а также других имён и эпитетов Божьих (18 раз) подчёркивает почти исключительную сосредоточенность Второзакония на судьбе народа Израиля. В отличие от имени Яхве эти имена, в особенности имя Элохим и близкие к нему формы, наиболее часто встречаются при описании универсального и вселенского участия Бога в творении и в истории. Раскрытие учения о Боге во Второзаконии построено по характерным для библейского повествования образцам. Он одновременно близок (Втор. 4:7, 39; 31:8) и недоступен (Втор. 4:12, 35–36; 5:4, 22–26), Он единственный (Втор. 3:24; 5:7; 6:4, 15) и невидимый (Втор. 4:12, 15). И в то же время в антропоморфных выражениях говорится о руке Божьей (Втор. 2:15; 3:24; 4:34), о Его устах (Втор. 8:3), лице (Втор. 5:4; 31:18; 34:10), персте (Втор. 9:10) и очах (Втор. 11:12; 12:28). Он ходит (Втор. 23:14), пишет (Втор. 10:4) и приходит на помощь (Втор. 33:26). Раскрываются качества Яхве: Он милостивый (Втор. 5:10; 7:9, 12), любящий (Втор. 1:31; 7:7–8, 13), справедливый (Втор. 4:8; 10:17–18), милосердый (Втор. 4:31; 13:17), всесильный (Втор. 4:34, 37; 6:21–22), верный (Втор. 7:9, 12) и истинный Бог (Втор. 32:4). Но Он также Бог, Который может гневаться (Втор. 1:37; 3:26; 9:18–20) и ревновать ради Своей славы (Втор. 4:24; 13:2–10; 29:20). Другой темой в богословии Второзакония является избранный народ. Израиль предстаёт в заповедях Второзакония как слуга Яхве, чья задача – осуществление на земле Царства Божия и провозвестие о нём другим народам. О мировой истории как о развитии богочеловеческих отношений говорится уже в книге Бытие, в рассказах о сотворении мира, о потопе и, конечно, о призвании и завете с Авраамом (Быт. 1–2; 11; 12:1–3; 15:1–6), где Божественное обетование распространяется на его потомков. Эта идея подчёркивается в момент призвания Моисея (Исх. 3:6), в рассказе об исходе евреев из Египта (Исх. 4; 15); она содержится в Синайском откровении (Исх. 20:2–20) и в системе жертвоприношений, описанной в книге Левит (Лев. 18:1–5, 24–30). Упоминание об этом обетовании встречается в рассказе об отправлении соглядатаев в Ханаан (Числ. 13:2). Но ярче всего эта идея выражена во Второзаконии, где участие Яхве в истории Его народа становится ведущей темой. «Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего, – говорит Моисей, – тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7:6; ср.: 14:2; 26:18).

 



 
PR-CY.ru