ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 15

Троекратное же призывание в этой молитве Господа таинственным образом указывает на троичность Божества. Этот стих использовался и в творениях отцов-каппадокийцев, которые цитировали его, чтобы подчеркнуть одновременно единство сущности Бога и различия лиц Святой Троицы. Григорий Нисский приводит этот стих в защиту единой природы Святой Троицы в сочинении «О том, что не три Бога. К Авлалию». Христологическое понимание Второзакония не ограничивалось для св. отцов только догматическими вопросами, связанными с триадологией. Исследователи отмечают ряд важных тем для прообразовательного мессианского толкования. Ириней Лионский, истолковывая Втор. 16:5–6, писал: «Даже невозможно перечислить случаи, в которых Моисей изображает Сына Божия», Евсевий Кесарийский приводит не меньше 16 прообразовательных параллелей к событиям из жизни Моисея и Иисуса Христа. Уже Климент Александрийский видит в словах Моисея о пришествии пророка после него (Втор. 18:15, 19) «пришествие совершеннейшего Педагога, Логоса»; и в дальнейшем эти стихи христианские толкователи в противовес иудейским комментаторам относили не к Иисусу Навину (что противоречит Втор. 34:9–11 и Числ. 12:6–8), а к Иисусу Христу. Описание ритуального заклания жертвенной телицы за убийство человека старейшинами и священниками (Втор. 21:1–7), по мнению Кирилла Александрийского, прообразует осуждение на смерть Иисуса Христа за людские грехи. Среди установлений о праздновании Пасхи есть повеление Господа о заклании Пасхи «из мелкого и крупного скота» (Втор. 16:2); Августин Блаженный соотносит эти строки с праведными и грешными, под которыми он понимает человеческую природу Христа, искупившего и тех и других. Согласно Феодориту Кирскому, стих: «Веселитесь, язычники, с народом Его (и да укрепятся все сыны Божии)» (Втор. 32:43) – прикровенно указывает на служение ангелов во время земной жизни Спасителя: при Его рождении (Лк. 2:13–14), во время искушения в пустыне (Мф. 4:11), после Воскресения (Лк. 24:4–5) и Вознесения (Деян. 1:10–11). Для Иринея Лионского слова «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор. 28:66) напоминают о крестных страданиях Иисуса Христа. Среди святоотеческих толкований исследователи выделяют места, прообразовательно изображающие церковь Христову, подчёркивающие значение избранного народа в истории спасения и преходящую силу законодательства Моисея.

 



 
PR-CY.ru