ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 16

Участь пленной жены и правила обращения с ней (Втор. 21:10–14), согласно Кириллу Александрийскому, символизируют историческую судьбу еврейского народа и синагоги, жертвенные камни, воздвигнутые израильтянами у горы Гевал, при переходе через Иордан, на которых были написаны слова закона (Втор. 27:1–8), символизируют апостолов и святых церкви. Прощение долгов в седьмой, юбилейный год (Втор. 15:1) указывает на дарование прощения и оставление грехов всем грешникам в конце времён во Христе. Повеление Моисея положить книгу закона «одесную ковчега завета Господа, Бога вашего» (Втор. 31:26) подтверждает преходящий характер закона и ожидание откровения нового, совершенного закона заповедей Христовых. Слова пророка Моисея: «Истинно Он любит народ (Свой); все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор. 33:3), согласно Августину Блаженному, могут быть обращены исключительно к «новому народу, который Господь Христос основывает». Слова из песни Моисея о «народе бессмысленном» (Втор. 32:21), по Оригену, пророчески указывают на будущее призвание других народов к общению во Христе. Начальным словам из Втор. 15:9 посвящена гомилия Василия Великого «Внемли себе», который рассматривает эти слова в качестве заповеди, определяющей путь христианского самопознания в Боге. В древней (до X в.) литургической традиции Иерусалима Второзаконие последовательно читалось на вечерне по пятницам Великого поста. В соборном богослужении Константинополя IX–XII вв. две паремии из Второзакония: Втор. 1:8–11, 15–17 и 10:14–21; перед ними – ещё одна паремия (Быт. 14:14–20) полагались на памяти Вселенских соборов – в Типиконе Великой церкви они указаны в неделю седьмую после Пасхи и 16 июля. Лекционарная система Великой церкви перешла в монастырские Студийский и Иерусалимский уставы и используется в православной церкви до настоящего времени; в частности, указанные паремии по-прежнему читаются в неделю седьмую после Пасхи и 16 июля, а также 30 января, 11 октября, в Неделю св. отцов перед Рождеством Христовым и входят в состав общей службы св. отцам. В другой общей службе Господских праздников также используются паремии из Второзакония: Втор. 4:1, 6–7, 9–15; 5:1–7, 9–10, 23–26, 28; 6:1–5, 13, 18; перед ними – ещё одна паремия (Исх. 24:12–18). Цитаты и аллюзии на Второзаконие встречаются также во многих молитвах в Служебнике и Требнике (например, в священнических молитвах вечерни, литургии, в молитвах хиротоний, предкрещальных экзорцизмах и проч.).

 



 
PR-CY.ru