ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 17

Песнь Моисея из Второзакония (Втор. 32:1–43) используется за богослужением особым образом и часто помещается отдельно – среди библейских песней в приложении к Псалтири. Из-за её размера и для того, чтобы отличать её от песни Моисея из книги Исход, она часто называется «великой песнью». Такое наименование встречается в творениях Филона Александрийского, а затем приводится христианскими авторами. Однако в восточнохристианских литургических традициях песнь Моисея из Второзакония поделена на две части (32:1–21 и 32:22–43; см., например, Псалтири восточных сирийцев (XIII в.), сирийцев-яковитов (VIII–IX вв.), армян (1305 г.), коптов и эфиопов). Такое деление упоминается и в «Правилах» Венедикта. Песнь Моисея из Второзакония всегда включается в перечни библейских песней, появившиеся в III–VI вв.: например, у Оригена, у Филона Карпафийского, у Амвросия Медиоланского, у Верекунда, епископа североафриканского города Юнка (ум. в 552 г.). Древнейший перечень библейских песней, употреблявшихся в службах суточного круга, принадлежит Никите, епископу Ремесианскому (340–414 гг.), который упоминает среди них и песнь Моисея из Второзакония, причисляя её к песнопениям на заре (Laudes). В Александрийском кодексе Библии (V в.) эта песнь выписана после псалмов, второй по счёту, наряду с 14 библейскими песнями. В коптском кодексе её текст имеет экфонетическую разметку, что явно указывает на богослужебное использование. Хотя в ряде памятников песнь Моисея встречается на пасхальном бдении, её обычное местоположение – на утрене. При этом начиная с V–VI вв. существуют две практики: ежедневное её исполнение и пение только в один из дней недели. По «Правилам» Венедикта, песнь Моисея из Второзакония пелась на Laudes по субботам, а также, вероятно, в третьей части (ноктурне) воскресного бдения в числе трёх библейских песней, которые выбирал авва, с припевом «аллилуия». В соборном песенном последовании Константинополя песнь из Второзакония стала четвёртым антифоном субботней утрени и исполнялась с припевами: к стихам 1–14 – «Слава Тебе, Боже»; к стихам 15–21 – «Сохрани мя, Господи»; к стихам 22–38 – «Праведен еси, Господи»; к стихам 39–43 – «Слава Тебе, слава Тебе». В палестинском Часослове песнь Моисея из Второзакония также стихословилась после псалмов начальной части утрени. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., к ней полагалось припевать следующие стихи: к стихам 1–14 – «Вонми небо»; к стихам 15–21 – «Сохрани мя, Господи»; к стихам 22–38 – «Праведен еси, Господи»; к стихам 39–43 – «Слава Тебе». С появлением жанра гимнографического канона она стала основой второй песни канона и цитируется в соответствующих ирмосах. Однако после X в. по неясной до сих пор причине вторая песнь выпала из большей части канонов и сохранилась за богослужением лишь некоторых дней года; но даже в те дни, когда каноны поются со второй песнью, песнь Моисея из Второзакония может не стихословиться. В современных литургических книгах её стихословие сохранено лишь для вторников Великого поста.



 
PR-CY.ru