Словарь по христианству В ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 7

ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 7

Решающую роль в развитии германского византиноведения сыграли работы профессора Мюнхенского университета Карла Крумбахера (1856–1909 гг.). Важной вехой стал выход его труда «История византийской литературы» (1891 г.). Книга впервые представила исчерпывающую на то время информацию по данной теме, византийская литература по стилистическим и формальным критериям была отделена от античной и осмыслена как ключевое явление, определившее феномен византийской культуры; второе издание было дополнено очерком Андрея Эрхарда (1790–1846 гг.) о памятниках богословской литературы Византии. В дальнейшем преимущественный интерес германских византинистов был сосредоточен в области литературоведения, которое стало главным направлением сложившейся в Мюнхене школы К. Крумбахера. Среди его учеников – Август Гейзенберг (1869–1930 гг.), Э. Курц (1846–1925 гг.) и др. К концу XIX в. международное византиноведение в Германии и России впервые получило собственные организационные формы. В Германии ими стали основанный К. Крумбахером в Мюнхене специальный научный журнал «Byzantinische Zeitschrift» (с 1892 г.; с приложением «Byzantinisches Archiv») и Институт (Семинар) византийской и новогреческой филологии при Мюнхенском университете (с 1899 г.). В 1920 гг. ведущее положение в германском византиноведении занял А. Гейзенберг, стремившийся в своих работах к некоему объединению идей филологической школы К. Крумбахера и традиционной немецкой политико-правовой школы. Его интерес переместился в сторону истории отношений государства и общества. Революционные изменения в жизни Германии заставили историков несколько иначе смотреть и на общественный строй Византии. Исследователь переходной эпохи от античной империи к Византии III–VI вв. Э. Штейн выдвинул концепцию «социального мира» как основного источника сохранения и устойчивости Византийской империи. Концепция нашла отклик в среде специалистов и до настоящего времени сохраняет своё влияние. Она во многом позволила адекватно оценить социальную мобильность византийского общества, равновесие классов на фоне сравнительно развитой экономики. Среди сторонников концепции «социального мира» был также немецкий византинист середины XX в. Франц Иозеф Дёльгер (1879–1940 гг.), автор многочисленных публикаций по различным проблемам византиноведения, изданий источников и исследований по истории Афона, императорских документов. В соавторстве с И. Караянопулосом он создал обобщающую работу по византийской дипломатике. Для немецкого византиноведения второй половины XX в. характерно обращение к истории культуры и ментальности византийцев. В рамках этого направления сохраняется интерес к социальной истории, особенностям и развитию государственных и церковных институтов. Среди наиболее значимых работ – труды немецкого учёного Ханса Георга Бека (1910–1999 гг.), исследователя византийской литературы, общественно-политической и церковной жизни империи. С точки зрения Х.Г. Бека, важнейшими гранями Византии как целостного феномена являются наряду с государством, обществом и их взаимоотношениями также церковь, религиозная традиция и мышление византийцев.

 



 
PR-CY.ru