Словарь по христианству В ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 2

ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 2

В 1584 г. тюбингенский эллинист Мартин Крузий издал в Нюрнберге более обширный свод источников под названием «Туркогреция». В это же время начинается систематическое изучение памятников византийского права: Г. Галоандер (1501–1531 гг.) публикует Корпус и новеллы императора Юстиниана I (1529–1531 гг.), И. Леунквалий издаёт «Эклогу» (1575 г.), канонические труды Константина Арменопула (1578 г.) и Феодора Вальсамона (1593 г.). С 1540 гг. кружок учёных при Королевской типографии в Париже начинает издание корпуса источников по византийской истории. Накопление огромного материала создало предпосылки для перехода к качественно новому этапу развития, который в XVII–XVIII вв. выразился в деятельности учёных-эрудитов. В эпоху противостояния внутри западноевропейского христианства особую значимость приобрела история церкви, ставшая важным орудием религиозных полемистов. В связи с общим ростом науки европейские историки церкви XVI в. сумели создать работы, принципиально отличавшиеся от средневековых трудов по уровню изложения информации, и заполнили существовавший на протяжении веков пробел в историко-церковном жанре. Крупнейшим издательским проектом лютеран в XVI в. стало издание коллективом учёных во главе с М. Флацием Иллириком в Магдебурге 13-томной «Истории Церкви», разделённой на эпохи по столетиям, – отсюда общее название труда «Магдебургские центурии» (1554–1574 гг.). Издание носило откровенно памфлетный антипапский характер. В нём доказывалось отсутствие прав Римского престола на примат, в связи с чем авторы нередко становились на сторону известных византийских полемистов, начиная с Константинопольского патриарха Фотия (858–867, 877–886 гг.). Ответом католиков стали 12-томные «Церковные анналы» (1588–1607 гг.) кардинала Цезаря Барония; несмотря на столь же полемический характер, этот труд стал первой попыткой использования в исследовательских целях значительного числа архивных церковных документов. В результате деятельности католических и протестантских учёных XVI в. наука об истории церкви выделяется как особое направление. Лучшие представители науки XVII–XVIII вв., так называемые эрудиты, занимались исследованием конкретных памятников, их внутренней языковой и смысловой критикой. Вскоре сложилось достаточно полное и аутентичное представление о прошлых эпохах истории Европы и Византии. Крупнейшие учёные эрудитского направления – Шарль Дюканж (1610–1688 гг.), Жан Мабильон (1632–1707 гг.) и Бернар де Монфокон (1655 –1741 гг.) – заложили основы византийского источниковедения. Все они были представителями французской школы, сложившейся вокруг Коллеж де Франс и Королевской библиотеки, которая с XVII в. обладала крупнейшим в мире собранием греческих рукописей. После появления «Словаря средневекового греческого языка» Ш. Дюканжа (1688 г.) исследователи Византии получили инструмент для адекватного понимания многочисленных терминов и реалий византийского мира. Трактат Б. Монфокона «Греческая палеография» (1708 г.) стал основой для работы с рукописями всех последующих поколений учёных. Труд Ж. Мабильона «О дипломатике» (1681 г.) посвящён исследованию государственных, церковных, деловых и других актов; книга посвящена, прежде всего, европейскому Средневековью, но значительное место уделено и Византии.

 



 
PR-CY.ru