ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 6

На фоне общего развития историографии в XIX в. в Германии появился ряд обобщающих сочинений по истории церкви. Основателем исследовательской школы по этой тематике считается Август Иоанн Вильгельм Неандер (1789–1850 гг.), который в сочинении «Всеобщая история христианской религии и церкви» (1825–1829 гг.) впервые попытался построить историю церкви (доведённую до XV в.) на рационалистической критике источников, не в связи с идеологией эпохи Просвещения. Одновременно с А.И.В. Неандером получили известность многочисленные работы основателя новой тюбингенской школы библейской критики Фердинанда Кристиана Баура (1792–1860 гг.), а также Иоганна Карла Людвига Гизелера (1792–1854 гг.), И.Я. Герцога (1805–1882 гг.), К.А. Газе. Во второй половине XIX в. ведущим специалистом церковной истории стал протестантский богослов Адольф фон Гарнак (1851–1930 гг.), автор многотомной истории христианских догматов и работ по истории раннего христианства. Исследователи того времени, как правило, отрицательно относились к преобразованиям в церкви IV в. в связи с обретением ею официального статуса в Римской империи, критиковали зависимость церкви от императорской власти. Особое направление в развитии науки открыли работы Якоба Кристофера Буркхардта (1818–1897 гг.) по истории итальянского Ренессанса. Хотя большая часть его книг не была связана напрямую с тематикой византиноведения, в самом исследовательском методе Я.К. Буркхардта проявилось новое понимание культуры как особой сферы человеческой жизни, не всегда связанной или зависимой от социальных, экономических и прочих условий. Крупнейший вклад британской науки в византиноведение XIX в. – книги Дж. Финлея по истории Древней Греции и Византии. Во Франции неоценимым собранием источников, в том числе по истории Византии, стало издание учёным аббатом Жаком Полем Минем (1800–1875 гг.) многотомного «Полного курса патрологии», выходившего параллельно в латинской и греческой сериях (1844–1866 гг.). Этот уникальный по охвату авторов компендиум святоотеческих, богословских, исторических и литературных текстов не утратил значения до наших дней. История церкви и канонического права больше всего изучалась ватиканскими учёными кардиналом Анжело Маи, Жаном-Батистом-Франсуа Питра и др., в основном, в связи с изданием новых собраний средневековых текстов. На протяжении второй половины XIX – первой половины XX в. лидирующее положение занимало византиноведение стран Германского региона. Историей Византии занимались в Мюнхенском, Гейдельбергском, Лейпцигском, Берлинском университетах, в Баварской, Прусской и других академиях, собиранием и изучением коллекции византийских памятников – Баварской государственной библиотеке и Берлинском музее. На фоне национального объединения Германии и становления конституционной монархии история Византии привлекала как опыт успешного сочетания в империи демократических и монархических начал. С этой точки зрения немецкие историки были склонны идеализировать Византию, её политико-правовую традицию, чему примером может служить обобщающая работа «История Византии» Г.Ф. Герцберга (1826–1907 гг.).

 



 
PR-CY.ru