Словарь по христианству В ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 3

ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 3

Представителями парижской школы были исследователь и переводчик памятников византийского права Ш. Фабро (1580–1659 гг.) и основатель научной хронологии Д. Пето (Петавий). При покровительстве Людовика XIV и Жан-Батиста Кольбера (1619–1683 гг.) в Луврской типографии началось издание «Парижского корпуса» источников по истории Византии. В этой серии трудами учёных-эрудитов во главе с иезуитом Филиппом Лаббе (1607–1667 гг.) были впервые опубликованы хроники Георгия Синкелла (начало IX в.), Феофана Исповедника (начало IX в.), Михаила Глики (XII в.) и др. В 1671 г. Ф. Лаббе издал 18-томное собрание церковных актов Вселенских и поместных соборов. Одновременно началось научное изучение и публикация памятников агиографии. С 1643 г. в Антверпене учёные-иезуиты болландисты начали издание собрания Житий святых – «Acta Sanctorum». Кроме французской школы в XVII–XVIII вв. византиноведение развивалось и в других центрах. Греческий учёный и издатель, перешедший в католичество, Николай Алеманнос (1583–1628 гг.) обнаружил и подготовил первое издание «Тайной истории» Прокопия Кесарийского (1623 г.). Другой католик греческого происхождения, Лев Алляций (1586/1588 – 1669 гг.), издатель греческих текстов, внёс значительный вклад в изучение патристики. Работавший, в основном, в Венеции Ансельм Бандури (около 1670 – 1743 гг.) оставил труды по римской и византийской нумизматике, топографии Константинополя. В Лейдене Иоанн Меурсий впервые опубликовал хронику Константина Манасси, письма архиепископа Феофилакта Болгарского, «Тактикон» императора Льва VI (886–912 гг.). Появились обобщающие работы по памятникам византийской исторической литературы. Профессор университета в Галле Кристоф Келлер (1638–1707 гг.) издал общий труд «История Средних веков со времён Константина Великого до взятия Константинополя турками» (1688 г.). Автор считал, что принятие христианства в IV в. стало качественным изменением в истории Римской империи. После издания К. Келлера закрепилась традиция начинать историю Византии со времени признания христианства в Риме. Основателем изучения греко-православной литургики стал доминиканец Жак Гоар (1601–1653 гг.), впервые издавший греческий Евхологий. В 1751 г. Иоганн Якоб Рейске (1716–1774 гг.) подготовил к публикации в Лейпциге трактат императора Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора» (первая половина X в.). В XVIII в. итальянские учёные продолжали работу по изучению источников. Под руководством Лудовико Антонио Муратори (1672–1750 гг.) в 1723 г. началось издание свода средневековых хроник по истории Италии (издание серии продолжается до сих пор), в Венеции был переиздан «Парижский корпус» византийских историков (1722–1733 гг.). Во второй половине XVIII в. появился обширный свод Иоганна Доминика Манси (1692–1769 гг.), остающийся до сегодняшнего дня наиболее полным собранием источников по истории Вселенских и поместных Соборов. Изучению христианского Востока было посвящено творчество доминиканца Мишеля Лекьена. Для эпохи Просвещения в целом было характерно отрицательное отношение к феномену Византии. В ней видели образец современного европейского абсолютизма, все недостатки европейской жизни XVIII в. экстраполировались на Византию.

 



 
PR-CY.ru