ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика

ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика – комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру (литературу, философию, искусство и пр.) Византийской империи (IV–XV вв.), её истоки, типологические особенности, связи с другими странами и регионами мира, влияние Византии на развитие других стран Средневековья и Нового времени. В самостоятельные дисциплины выделяются история византийского искусства и византийская археология. Как исследовательское направление византиноведение развивалось в тесной связи с другими разделами исторической науки: антиковедением, медиевистикой, неоэллинистикой, славяноведением, востоковедением, кавказоведением, археологией, классической филологией, а также с патрологией, литургикой. Начало зарождения интереса к византийской истории и культуре в Европе относится к эпохе Ренессанса, периоду общего подъёма науки, возрождения интереса к античности и истории Древнего Рима. Одним из первых произведений, где содержалась информация о византийской истории, стал труд итальянца Ф. Бьондо (1392–1463 гг.) «Исторические декады от падения Римской империи» (1483 г.). Его ученик Лет Помпоний (1428–1498 гг.) создал «Историю цезарей», в которой излагалась история III–VII вв. и впервые была высказана мысль, что именно Восточная Римская империя стала единственной наследницей государственной традиции после падения Рима в V в. В 1456 г. Никколо Сагундино (1402–1464? Гг.) написал трактат «О происхождении и деяниях турок», первую в европейской науке работу по турецкой истории, где история поздней Византии была рассмотрена в связи со средиземноморской политикой последних столетий её существования. В XV–XVI вв. начинается коллекционирование византийских и ближневосточных рукописей. В Ватикане (папская библиотека), Венеции (библиотека Сан-Марко и фонды греческой общины Венеции), Флоренции (коллекция Лоренцо Медичи), Париже (Королевская библиотека), Мадриде (коллекция короля Филиппа II) складываются крупнейшие собрания греческих рукописей, вокруг которых развивается научная деятельность по сохранению и изучению этого наследия. С начала XVI в. центром собирания древностей становится Базельский университет. После падения Византийской империи множество образованных греков оказались в эмиграции в Италии и других странах Европы, где Виссарион Никейский, Мануил Хрисолор, Георгий Гемист Плифон, Иоанн Ласкарис и другие интеллектуалы занимались преподаванием греческого языка, переписыванием и подготовкой первых изданий греческих рукописей. Они были посредниками в передаче знаний о византийской культуре в среду ренессансных общественно-политических и творческих элит. С распространением книгопечатания в первые десятилетия XVI в. европейские научные центры начинают издание трудов греческих античных и византийских писателей, учёных и богословов. Иероним Вольф (1516–1580 гг.), работавший в Базеле и в Аугсбурге, в 1560 гг. издал произведения историков Иоанна Зонары, Никиты Хониата и Никифора Григоры. В комментариях к этому изданию И. Вольф впервые использовал термин «Византийская империя» вместо обычных в то время обозначений Римская, Греческая или Восточная империя; в силу этого он считается в Германии «отцом византинистики».

 



 
PR-CY.ru