Словарь по христианству В ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 10

ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 10

Во второй половине XX в. во французской науке возобладали методологические установки, развивавшиеся с начала 1930 гг. вокруг журнала «Анналы». Несмотря на определённую традиционность методологии, обусловленную как недостатком и сложностью источниковедческой базы византиноведения, так и его отставанием по сравнению с западной медиевистикой, всё большее внимание получает история социального быта, повседневной жизни столичного и провинциального населения, описание ментальности и внутренней картины мира византийцев. После Второй мировой войны организационное становление французского византиноведения завершилось возрождением журнала «Échos d'Orient», с 1946 г. выходившего под названием «Revue des études Byzantines». При Центре исследований византийской истории и цивилизации началось издание сборника «Travaux et Mémoires» (с 1965 г.), в котором регулярно публиковались историографические обзоры международного (в том числе советского) византиноведения. Публикация источников осуществлялась в сериях «Le monde Byzantin», «Bibliothèque byzantine», «Sources chrétiennes» (патристика, богословие), «Archives d'Athos». Ведущим специалистом в области аграрных отношений, этнической истории, взаимоотношений Византии и Запада был Поль Лемерль (1903–1989 гг.). Истории государственных институтов посвящены работы Э. Арвейлер. Раймон Жанен (1882–1972 гг.) на основе собранных им материалов и сведений о памятниках византийской культуры издал труды по топографии Константинополя и крупнейших церковных центров Византии. Ж. Даррузес занимался исследованием и публикацией документов императорских и патриарших канцелярий, нотиций епископских кафедр Константинопольского патриархата, канонических и других сочинений церковных авторов, преимущественно XI–XV вв. Крупнейшие исследователи церкви – Гюстав Барди (1881–1955 гг.), Рудольф Гийан (1888–1981 гг.), Ипполит Делеэ (1859–1941 гг.), В. Лоран, Ж. Лоран, П. Готье, А. Гийомон (египетское монашество), Б. Флюзен (палестинское монашество). Значительный вклад в исследование греческих рукописей внёс М. Ришар. В других областях византиноведения работают: М. Балар (генуэзская политика в Романии и Причерноморье), А. Гийу (византийско-итальянские связи), Э. Маламю (региональная история), С. Моррисон (нумизматика, экономическая история), Ф. Тирье (венецианская политика в Восточном Средиземноморье, Венецианская Романия, издание актов из венецианского архива), Ж.К. Шене (сфрагистика, византийская аристократия VIII–XIII вв.), Ж. Гаску (папирология и византийский Египет). В последние десятилетия ведущую роль во французском византиноведении играет Жильбер Дагрон (род. в 1932 г.) – автор исследований о традициях римского эллинизма в ранней Византии, о византийском обществе и его религиозном сознании, истории Константинополя. Началось издание обобщающей работы по истории и культуре Византии. Бельгийская школа византиноведения изначально была тесно связана с Францией и сыграла в развитии науки большую роль. С 1882 г. было возрождено общество болландистов, и было организовано Бельгийское общество византиноведческих исследований, которое с 1924 г. стало издавать журнал «Byzantion» – новый международный (преимущественно франкоязычный) специализированный орган византиноведения.

 



 
PR-CY.ru