ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 11

Крупнейшим представителем бельгийской школы стал Анри Грегуар (1881–1964 гг.), издавший свод христианских надписей из Малой Азии, занимавшийся историей павликиан, византийской народной литературой (эпос о Дигенисе Акрите) и многими другими темами. В конце XIX – начале XX в. британское византиноведение развивалось, в основном, как один из разделов антиковедения и находилось в стадии становления. Статьи по Византии печатались в изданиях «Journal of Hellenic Studies» (c 1880 г.), «Journal of Roman Studies» (с 1911 г.) и др. Изучение культуры поздней античности сформировало концептуальные основы британского византиноведения. Джон Багнелл Бьюри (1861–1927 гг.), основатель английской школы византиноведения, в своих обобщающих работах стремился показать историю Византии как продолжение Римской империи, основы которой, с его точки зрения, просуществовали до 1453 г. Дж. Б. Бьюри впервые ввёл понятие византийской «конституции» – особой системы политических и правовых отношений, которая содержала множество «демократических» элементов и служила реальным ограничением власти императора. Характерной чертой британского (и позднее американского) византиноведения стало регулярное появление крупных обобщающих, как правило, коллективных, трудов. Среди них – многотомная Кембриджская история Средневековья, значительная часть которой посвящена истории Византии. После Первой мировой войны возрос интерес к Восточной Европе. В 1915 г. был организован Институт славяноведения и изучения Восточной Европы, который стал издавать журнал «Slavonic and East European Review» (с 1922 г.). Развивались изучение и публикация коллекций Британского музея. Среди учеников Дж. Б.Бьюри первенствующее положение занял Н.Х. Бейнз (1877–1961 гг.), который рассматривал проблему перехода от античности к Византии через призму христианизации позднеримского общества. Истории восточного христианства и Византии посвящены работы Б. Кидда, Дж. М. Хасси и др. Интерес к Византии как к феномену неизменно приводил исследователей к поиску некоего «классического» образа этой цивилизации, который видели в эпохе Македонской династии IX–XI вв. Многие специальные работы английских (как и французских) специалистов были посвящены проблемам истории именно этого периода. Среди них важное место заняли книги Стивена Рансимена (правление Романа Лакапина, взаимоотношения Византии и Запада в эпоху Крестовых походов, история Западной и Восточной церквей), а также Арнольда Джозефа Тойнби (1889–1975 гг.). В послевоенные десятилетия опыт изучения позднеримской истории в связи с историей Византии был обобщён в работе А. Джонса. Крупным событием в международном византиноведении стал выход книги Дмитрия Дмитриевича Оболенского (1844–1931 гг.) «Византийское содружество наций» (1971 г.; русский перевод: «Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов». М., 1998 г.), в которой сделана попытка концептуально осмыслить историю взаимоотношений империи с её славянскими соседями, а также и всю историю восточноевропейского Средневековья.

 



 
PR-CY.ru