ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, византинистика - Страница 19

В области истории культуры его важнейшей работой являются «Очерки по истории византийской образованности» (СПб., 1891 г. М., 2001 г.), в которой была показана связь между догматическими спорами в церкви и общественно-политической мыслью различных эпох византийской истории с IX по XIV в. Основателем российского и мирового византийского искусствоведения стал Никодим Павлович Кондаков (1844–1925 гг.). Изучая памятники византийского искусства (первоначально преимущественно книжные миниатюры), он создал особый метод иконографического анализа, который позволил впервые установить пути развития творческого мышления византийских художников по мельчайшим изменениям в рамках ограниченного числа традиционных сюжетов. Его труды опровергли представление о статичности византийского искусства, была впервые представлена проблема взаимоотношения художественной культуры Ренессанса и поздней Византии. Одним из существенных направлений русского византиноведения было изучение византийского права и отношений между церковью и государством. Историк церкви Фёдор Афанасьевич Курганов (1844–1920 гг.), изучив взаимоотношения государства и церкви в Византийской империи, отверг распространённую в мировой науке того времени концепцию византийского цезарепапизма, т.е. деспотического господства императоров над церковью. В дальнейшем изучение византийского права в российской науке тесно соприкасалось с проблематикой истории церкви, которая стала одним из важнейших направлений исследований. Достижениями историко-правового направления стали книги Николая Афанасьевича Скабалановича (1848–1918 гг.) «Византийское государство и Церковь в XI в.»  (СПб., 1884 г.), Дмитрия Ивановича Азаревича (1848 – 1912/1920 гг.) «История византийского права» (Ярославль, 1877 г. 2 ч.), издание Номоканона и его толкований Алексеем Степановичем Павловым (1832–1898 гг.) и Василием Андреевичем Нарбековым (1853 – около 1921 гг.). Крупнейшим вкладом в изучение истории церкви стали труды Василия Васильевича Болотова (1853–1900 гг.) и Евгения Евстигнеевича Голубинского (1834–1912 гг.). В.В. Болотов впервые в России создал обобщающее исследование, одновременно явившееся итогом развития мировой церковно-исторической науки того времени и позволившее взглянуть на историю византийского христианства как на феномен истории мировой культуры, представить ключевую роль эпохи отцов церкви и Вселенских соборов в развитии европейской цивилизации. Другой крупный историк церкви, Алексей Петрович Лебедев (1845–1908 гг.), впервые в истории русской науки собрал исчерпывающий для своего времени материал по истории православной церкви в Византии и на его основе создал монографии по отдельным эпохам. Большой вклад в изучение истории церкви внёс Иван Иванович Соколов (1865–1939 гг.), стремившийся в своих работах дать обобщённый анализ церковно-государственных отношений в Византии как системы; он одним из первых в византиноведении специально обратился к истории монашества и оценил его огромную роль в истории византийского общества и культуры.

 



 
PR-CY.ru