ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 18

Действие отходит на задний план, между тем как экспрессивные описания и геперболизированные излияния чувств становятся почти самоцелью. Несколько устаревший к этому времени тип эрудита являет собой Иоанн Цец (около 1110 – около 1180 гг.), плодовитый комментатор античных авторов. Его сочинения, важные для дела передачи античного наследия, имеют несколько курьёзный характер. Например, он сочинил к сборнику своих собственных писем монументальный стихотворный комментарий, состоящий из 12 674 «политических» пятнадцатисложников и известный исследователям под заглавием «Хилиады». Это – совершенно беспорядочная демонстрация своей учёности. Например, если в одном из писем случайно упоминается некто Тимарх, противник древнего аттического оратора Эсхина, то Цец посвящает Тимарху 185 многословных стихов. Чисто формальный характер имеют и три его гекзаметрических поэмы – «Догомеровские деяния» (юность Париса, похищение Елены), «Гомеровские деяния» (краткий пересказ «Илиады») и «Постгомеровские деяния» (гибель Трои по Трифиодору, Квинту Смирнскому и Иоанну Малале). Совершенно иной уровень отношения к сокровищнице классической древности у Евстафия Солунского (около 1115 – около 1195 гг.), который сумел соединить в себе глубокого знатока античных авторов и проницательного наблюдателя современной ему жизни. Этот учёный, проделавший путь от мелкого чиновника патриаршей канцелярии до магистра риторов, а затем и митрополита Фессалоники, много потрудился над комментариями к сочинениям Гомера, Пиндара, Аристофана, Дионисия Периегета. Его работы составили принципиально новый этап в истории византийской филологии, предвосхищая текстологическую работу гуманистов Возрождения. В историю литературы он вошёл, прежде всего, как автор знаменитого комментария к Гомеру, а также как автор острого общественно-критического сочинения, бичующего пороки византийского монашества и отличающегося меткой наблюдательностью бытописательских зарисовок, – «Рассмотрения жизни монашеской ради исправления её». Редкой для византийского автора конкретностью образного видения отличается и его «Повесть о взятии Фессалоники» (о взятии города норманнами). На место чисто риторического развития общих схем становится интерес к неожиданной детали, сам по себе, разумеется, вполне уживающийся с общей риторической установкой, но открывающий перед литературной культурой новые возможности. Расцвет византийской культуры ещё в 1071 г. (дата битвы при Манцикерте, после которой сельджукам отошла Малая Азия) имел фоном упадок византийской государственности, и был насильственно прерван катастрофой 1204 г. Этот год – дата «латинского» завоевания: 12–13 апреля рыцари Четвёртого Крестового похода штурмом взяли Константинополь, разграбили его и основали на развалинах византийского порядка собственное государство (современники чаще всего называли это государство Романией, в науке принято обозначать его как Латинскую империю). На престоле ромейских василевсов сел фландрский граф Балдуин. По всей Греции распространилось засилье иноземных феодалов, насильственно насаждались западные формы феодализма. До средины XV в. (1453 г.) в Византии наступает эпоха господства так называемых «властелей» – светских феодалов и духовных сеньоров. Это было тревожное время, когда в борьбе с турками Византия искала поддержки у западного рыцарства. В разграбленном Константинополе удерживались западные крестоносцы, на периферии продолжали жить три островка византийской государственности: империя с центром в малоазийском городе Никее, Эпирское государство на Балканах и Трапезундская империя на северо-востоке Малой Азии. Виднейшие представители константинопольской культурной жизни (учёные, литераторы, поэты), спасаясь от западных завоевателей, собирались именно в Никее. Никейская держава, войска которой 25 июля 1261 г. освободили Константинополь и положили конец Латинской империи, стали центром греческого патриотизма. Уже Иоанн III Дука Ватац (1222–1255 гг.), никейский государь, впоследствии причисленный к лику святых, собрал вокруг себя блестящий кружок учёных. Воспитателями его сына и наследника, Феодора II Ласкариса (1255–1258 гг.), который впоследствии, во время своего краткого и тревожного царствования, и сам находил время для литературных трудов, были такие люди, как Никифор Влеммид (1197–1272 гг.) и Георгий Акрополит (около 1217 – около 1282 гг.).

 



 
PR-CY.ru