ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 12

Крупнейшим центром литературной деятельности иконопочитателей с начала IX в. становится столичный Студийский монастырь. Этим он был обязан организаторской энергии и твёрдости Феодора Студийского (759–826 гг.), который вёл борьбу за интересы монашеской оппозиции в непосредственном соседстве с иконоборческим двором (его трижды отправляли в ссылку, но ничего не могли с ним поделать). Он избрал форму ямбической эпиграммы, расцвет которой в последующие века Феодор во многом подготовил. В рамках этой формы он с большой живостью, непосредственностью и чувством реальности набрасывает образы своих собратьев (например, «Грязна рука у повара – душа чиста»). Исследователи отмечают также творчество поэтессы Касии (род около 810 г.), постоянные персонажи сатирических ямбов которой – глупцы и невежды. Кроме ямбов, ей принадлежат литургические песнопения (то, что в церковный обиход вошли сочинения женщины, само по себе беспрецедентно). Среди гимнов Касии продуманным изяществом отличается рождественское песнопение, содержащее некую религиозную «философию истории». Его тема – развёрнутая аналогия между торжеством Римской империи над разнородными государствами и торжеством христианства над разнородными культами (гимн лишний раз свидетельствует о культурном уровне, которого удалось достичь этой незаурядной женщине). Со второй половины IX в. византийское общество вступает в период стабилизации. Новая Македонская династия (с 867 г.) устанавливает сравнительно крепкий централизованный режим. Поднимающиеся из упадка города сменяют монастыри в функции культурных центров. Снова возрастает значение светских элементов культуры. После трёхвекового перерыва возобновляется интерес к классической древности, насаждаемой такими эрудитами, как патриарх Фотий (около 820 – около 891 гг.), его ученик Арефа (около 860 – после 932 гг.) и враг Арефы Лев Хиросфакт (IX–X вв.). О возрождении филологических интересов красочно свидетельствует эпиграмма некого Комиты, характерная не только своим содержанием, но и правильностью своей просодии: «Нашёл Комита рукопись Гомерову, Негодную, без знаков препинания; Засев за труд, он всё прилежно выправил, Отбросил искажения негодные, Добавил пояснения полезные. Отныне для усердных переписчиков Пособие готово достоверное». Вторую половину IX в. византийскую литературу исследователи называют веком учёных энциклопедий (в его сборниках и переработках сохранился драгоценный материал древности, заимствованный из утраченных ныне писателей). В первом ряду деятелей IX–X вв. исследователи называют Константинопольского патриарха Фотия, виднейшего церковно-политического деятеля своего времени, испытавшего и власть, и ссылку, инициатора разделения православной и католической церквей, а также императора Константина VII Багрянородного (912–920 и 945–959 гг.). Блестящий филолог не без педантизма, знаток греческого языка и литературы всех периодов, почитатель Аристотеля, философ с богословским оттенком, обычным для Византии, и страстный педагог, Фотий происходил из патрицианской семьи, отличался исключительной образованностью в типичной для Византии форме. Он собрал вокруг себя массу учеников, обратив своей дом в своеобразную академию, в учёный салон, где читались и обсуждались книги, начиная от классической древности до последних новинок, заставил своих учеников составить огромный «Лексикон» на основании как предшествующих словарей, так и выдающихся произведений античности и византийской литературы. Его самое выдающееся произведение – «Мириобиблон, или Библиотека» («Многокнижие»), состоящая из 280 глав, в основе которых – аннотация различных сочинений (сведения о греческих грамматиках, ораторах, историках, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях и т.д.). Как и члены его кружка, патриарх совмещал учёные занятия с поэтическими. Внук Василия I (867–886 гг.), Константин VII Багрянородный (Порфирородный), император номинально с 912 г., в действительности с 945 по 959 гг., распорядился составлять за свой счёт обширные сборники, энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью (используя простую византийскую речь, писал сам и в соучастии). Из его произведений исследователям известны история царствования его деда Василия; сочинение об управлении государством, написанное для сына Романа (главным образом, о сношениях с соседями Византии, быт которых изображается); о военном и административном делении империи (обстоятельная география, как и в предыдущем сочинении, с фантастическими рассказами о происхождении городов и колкими эпиграммами на их жителей); о церемониях византийского двора (среди описаний придворного этикета, поражавшего варваров, в литературном отношении интересны стихотворные клики, оды и тропари в честь императора, – в особенности весенняя песня в народном стиле и гимн готской рождественской игры).

 



 
PR-CY.ru