ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 16

Татиан (II в.) проповедовал строжайший аскетизм, для того чтобы душа человека могла освободиться от материи и приблизиться к Богу; истинный христианин, по его учению, должен воздерживаться от всего земного, особенно от брака, мяса, вина. Вследствие такого воздержания учеников Татиана называли энкратитами (воздержниками), за то, что они буквально следовали словам Христа об отречении от всего мирского (Лк. 14:33), – апотактитами, а поскольку они не употребляли и в причащении вина, но только воду, – идропарастатами; иногда их называли также саккофорами, поскольку одеты они были всегда в какой-то мешок, чтобы показать, что они всю жизнь проводят в покаянии. Апостолики (или апотактики), энкратиты и катары представляют собой секты, ведущие начало от Татиана. Энкратиты уклонялись от брака («...косвенно порицая Того, Который сотворил мужской пол и женский для рождения людей»), считая, что в нём душа порабощается телом, от употребления мяса (о том, «почему и мы не всё едим», – ответ энкратитам) и вина, способствующего невоздержности и блуду. Очень строгие правила воздержания были у последователей Мани (Манеса), манихеев (III в.); их правила соответствовали дуализму их мировоззрения: добро и зло, дух и материя, свет и тьма; их мораль сводилась к освобождению от уз материи, средствами очищения должны были служить «печать уст, печать рук и печать лона». Манихеи не употребляли в пищу животных и даже растений, кроме садовых и полевых плодов. Кирилл Иерусалимский обличал их в том, что «они выдают себя за строгих постников..., порицают Творца снедей, а лучшие снеди пожирают..., учат тому, что исторгающий траву сам в оную превращается..., земледельцы и садоводы в сколькие виды должны будут обратиться? Смешное поистине учение, достойное осуждения и срамное!». Они воздерживались от брака и от рождения детей. Их аскетизм был мнимым: внешне воздержные, на тайных собраниях они предавались распущенности. Манихейское учение было распространено в первые века христианства: оно встречается у присциллиан, позднее, под другим именованием и с другими мотивами, возрождается у альбигойцев (XII–XIII вв.), называемых иногда катарами. Дуализм альбигойцев диктовал им перечень запретов: они придерживались воздержания и endura – доведения до голодной смерти из-за желания расстаться с телом, чтобы освободить душу; они подчиняли этому даже детей. Катарами (кафарами, чистыми), или новацианами, назывались последователи Новациана, пресвитера карфагенской церкви (III в.). В основание своего воздержания катары вкладывали другой мотив: учение о переселении душ является основанием их законов, регулирующих воздержание. Евстафий Севастийский и его последователи проповедовали ложный, противный евангельскому, основанный на превратном понимании отдельных мест Священного Писания аскетизм: подобно другим еретикам, которые придерживались крайнего аскетизма, евстафиане учили, что христианин должен уклоняться от брака как от дела грешного, не принимать св. причащения, если литургию служит женатый священник, ибо, по мнению евстафиан, такая литургия не свята, не свята и принесённая женатым священником жертва; евстафиане не делали различия между мужчинами и женщинами и поэтому рекомендовали последним носить грубое мужское одеяние, остригать волосы; жёны должны были расторгать брачную связь, оставлять своих мужей, детей; дети ради аскетизма также должны были покидать родителей; евстафиане презирали установленные церковью посты ради покаяния и прощения грехов, считая, что они уже достигли совершенства в подвижнической жизни.

 



 
PR-CY.ru