ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 12

Воздержание от лености необходимо, поскольку она питает своеволие, рождает гордость и презрение обязанностей, она ниспровергает всё доброе. «Ленивый опускает руку свою в чашу и не хочет донести её до рта своего» (Притч. 19:24). В ничто обращает леность все предшествовавшие труды, как бы славны они ни были. А «внешний труд», поучал Феофан Затворник, не налагается не по силам, гораздо тяжелее бывает «внутренний труд», но и он с помощью Божьей одолим. Воздерживаться должно не только от злых дел, но и от злых помыслов, чтобы, по словам апостола, «прославлять Бога и в телах..., и в душах..., которые суть Божьи» (1 Кор. 6:20). Воздержность помыслов означает низлагать помыслы страхом Божьим, не склоняться на помысл обольстительный, воспламеняющий и не услаждаться им. Ложным христианином и лицемером называл Тихон Задонский того, кто внешне воздерживается от грехов и показывает себя добрым, «но внутрь зол есть». Что пользы, вопрошает Симеон Новый Богослов, если не будем совершать какого-либо плотского греха, а в сердце будем питать нечистые помыслы, совершая таким образом грех тайно в душе?. Он советовал не удерживать такие помыслы, но тотчас отражать их, «как струю заразительного воздуха и жало смерти». Феофан Затворник советовал больше упорядочить мысли и чувства, а «тело достаточно держать в воздержании». Невоздержный, побеждённый удовольствием, проникшим в него через одно какое-либо чувство, терпит поражение в самом сердце. Так, если человек не воздерживается от гнева, какими бы причинами этот гнев ни был вызван, он, по словам Иоанна Кассиана Римлянина, лишается рассудительности, чистота его духа возмущается, такой дух «вовсе не может быть храмом Святого Духа», им овладевает дух гнева; тогда не станет никакой пользы и от воздержания целомудрия, и от воздержания от накопления богатства, от поста и проч., т.к. «Судия вселенной угрожает вечным наказанием за один гнев и ненависть». Но «тело, ограждённое воздержанием и хранением чувств, омовенное слезами покаяния, освящённое частыми молитвами, зиждется таинственно в храм Святого Духа, соделывающего все покушения врага на человека безуспешными». На вопрос, должно ли воздерживаться от смеха, Василий Великий отвечал: «...Предаваться неудержному и неумеренному смеху – знак невоздержности... и надмения в душе. ...Смеяться громко, всем телом приходить в невольное сотрясение свойственно человеку необузданному, неискусному, не умеющему владеть собою». В подтверждение своих слов он приводит Священное Писание (Сир. 21:23; Еккл. 2:2; 7:3; Лк. 6:25). Гангрский собор правилом 21 определил: «...Воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем...» Иначе говоря, нужно одобрять воздержание, когда оно соблюдается достойно и с благочестием и когда оно делается искренне и с христианским намерением. В вопросе о границах воздержания святоотеческое учение выделяет два направления, в соответствии с тем, что является объектом воздержания, – порочные страсти и греховные влечения человеческой природы или её естественные нужды и необходимые потребности.

 



 
PR-CY.ru