ВОЗДЕРЖАНИЕ - Страница 13

Поскольку эти объекты в корне различны, то и принцип воздержания имеет совершенно различный характер в том и другом случае: в отношении к греховным страстям воздержание должно быть абсолютным и безусловным, здесь всякое послабление нежелательно; в том случае, если имеются в виду естественные потребности природы человеческой, воздержание должно иметь ограничения, т.к. христианство не только не может рекомендовать убийство тела, но неодобрительно относится и к его изнурению, когда не удовлетворяются его необходимые потребности. Григорий Нисский с особенной последовательностью и определённостью раскрывает христианское учение о нормативном применении принципа воздержания к телесной жизни: как существо, состоящее из двух природ – духовной и материальной, человек должен стремиться к тому, чтобы духовная, разумная сущность его природы господствовала над соединённою с ней чувственной стороной; однако в процессе достижения такого состояния и в таком господстве и подчинении тела разуму должна быть соблюдаема умеренность, ибо чувственность поддерживает разум. Согласно Василию Великому, одна мера воздержания для всех – «совершенное отчуждение от всего, что ведёт к пагубному удовольствию». Но поскольку люди различны и по занятиям, и по состоянию тела, и по возрасту, то реальная мера воздержания для всех разная. «Одно воздержание прилично неповинным, а другое – повинным и кающимся. ...Первые хотят сохранять всегда благоустройство ума; а последние душевным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога». Общее правило умеренности, согласно Иоанну Кассиану Римлянину, состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом вкушал столько пищи, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание. Кто не соблюдает меры – то чрезмерно постится, то пресыщается, – тот вредит или молитве, или целомудрию: молитве – потому, что от недоедания не может быть бодрым и от бессилия склоняется ко сну, а от чрезмерного принятия пищи не может чисто и часто молиться; целомудрию – потому, что плотская похоть, которая возжигается от чрезмерного употребления пищи, возникает даже и во время строгого поста. Не должен христианин, согласно Григорию Нисскому, избегая удовольствия, предаваться скорби, уклоняясь от дерзости и безрассудства, становиться робким, а стараясь быть негневливым, впадать в боязливость. «И в телесных болезнях, – продолжает он, – никто не думает различать, от чрезмерного ли голода или от неумеренного пресыщения пришло в расстройство тело, потому что неумеренность в том и другом случае приводит к тому же концу». «Постараемся мудро устроить состояние плоти нашей, давая ей столь много пищи и сна, чтоб она не изнемогла излишне и оставалась способною к подвигам; давая их столь мало, чтоб она постоянно носила в себе мёртвость, не оживая для движений греховных», – говорил Игнатий (Брянчанинов). Сохраняй строгую умеренность во всём (в пище, одежде и проч.), «чтобы предметы нужды не переходили в предметы роскоши», поучает святитель. Таким образом, св. отцы церкви и подвижники очень чётко определяли, что телесное воздержание не должно сопровождаться насильственной ломкой, чрезмерным напряжением тела.

 



 
PR-CY.ru