ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 44

Наличием классицистических элементов отличается Воскресенский собор в Вытегре (1796–1800 гг., частично сохранился). На рубеже XVIII–XIX вв. в церковном строительстве Вологодской епархии сочетались традиции барокко (особенно в декоре) и классицизма, например, Антипиевская церковь в Вологде (не раньше 1777 г.), церковь Святой Троицы в Покровском-Черенском погосте (1800 г., не сохранилась), соборная церковь святителя Николая в Николо-Моденском монастыре (после 1671 г., перестроена в 1802 г., не сохранилась); иногда на периферии воспроизводились и архаичные древнерусские черты. Успенская церковь в Тотьме (1808 г.) имеет черты классицистической постройки, колокольня – в стиле «тотемского барокко». Базиликальная церковь во имя Варлаама Хутынского в Вологде (1777–1780 гг.) сочетает черты рококо и раннего классицизма (проектировал не известный исследователям мастер столичного уровня). Необычный вид придают ей, по мнению исследователей, стройная колокольня с ионической полуротондой входа и высоким четвериком звона, грани которого вогнуты, пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем и завершение храма небольшим овальным фонарём с маленькой главкой и двумя декоративными вазами на постаментах. Церковь Иоанна Предтечи (по приделу – в честь Святой Троицы) в Белозерске (1810 г.) сооружена на средства купца Ивана Горина по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова, составленному в середине 1790 гг. Её основной объём представлял собой массивную двухъярусную ротонду с полукруглой алтарной апсидой и необычными, овальными в плане приделами с четырёхколонными портиками. Широкая трёхнефная трапезная с закруглёнными углами соединена с храмом коротким переходом. Лучшим классицистическим храмом Вологды считалась Благовещенская церковь (1801 г.) – ротонда с огромным куполом. Двухэтажный ампирный кладбищенский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1836–1838 гг., с конца 1940 гг. – кафедральный собор) украшают дорические портики с мощными фронтонами, венчает купол на высоком барабане с колоколами в проёмах, превращающих его в необычный для своего времени храм-колокольню. Престол верхней, холодной, церкви посвящён Рождеству Христову, нижняя церковь с 1939 г. оставалась единственным действующим храмом в Вологодской епархии. Классицистическое завершение с высоким шпилем, но с готическими стрельчатыми арками звона получила колокольня XVII в. Сретенской церкви. Величием и гармонией отличается построенный в духе строгого классицизма двухэтажный пятиглавый Вознесенский собор Спасо-Суморина монастыря близ Тотьмы (1796–1825 гг., архитектор В.М. Казаков). Сохранились полностью перестроенные в стиле классицизма соборы Богоявления в Тотьме (1744–1749, 1816–1822 гг., архитектор И.А. Фохт, перестраивался в 1860 гг. и в советское время), Казанской иконы Божьей Матери в Кириллове (1700, 1811–1825 гг., архитектор А.И. Старов) и Сретенский в Нило-Сорской пустыни (1841–1854 гг.).

 



 
PR-CY.ru