ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 46

В некоторых случаях в основе архитектурного решения лежала классицистическая композиция (Знаменская церковь). Те же черты присущи церкви во имя Лазаря Четверодневного в Вологде (1882–1887 гг.), бывшей в годы гонений на положении второго кафедрального собора, и Преображенской церкви (перестроена в 1876–1880 гг.) Спасо-Суморина монастыря. В формах русского «кирпичного» стиля XVII в. были сооружены пятиглавый собор Парфеновского женского монастыря (окончен в 1914 г.), притвор церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Вологде, церкви в селе Нелазском, Василия Великого в Устюжне (начало XX в.) и др. Церковь Казанской иконы Божьей Матери в городе Никольске (начало XX в., действующая) выдержана в византийском стиле. Единственным значительным образцом неорусского стиля являлся собор устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря (архитектор Владимир Николаевич Курицын, 1907 г., не сохранился), сложная композиция которого сочетала мотивы древней новгородской архитектуры и модерна. Редким сохранившимся образцом деревянного зодчества в фольклорном варианте русского стиля исследователи признают богато украшенную пропильной резьбой часовню преподобного Исаакия Далматского в Вытегре (1881 г.), построенную в память об императоре Петре I. Ряд других деревянных храмов воспроизводят черты каменного строительства в русском стиле, например, церкви Тихвинской иконы Божьей Матери на Саминском погосте (обрушена), Воскресения Христова в селе Андома (1902–1904 гг.), великомученика Георгия в селе Понизовье (1901–1903 гг., действующая). Своеобразие художественного стиля региона определило «местонахождение Вологды на границе между средней полосой России с её старыми художественными центрами и Севером, где процветало народное, преимущественно крестьянское искусство». Для древнейших произведений начиная с XIV в. характерны сочетание достижений искусства крупных художественных центров («...основой для формирования местных стилистических течений в XIV в. стала иконопись Ростова») с простотой и непосредственностью «северных писем», а также графичность изображения и тёмно-синий фон. Это иконы: «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими святителем Николаем и святителем Климентом» (вторая половина – конец (?) XIV в., Вологодский музей-заповедник), «Богоматерь Одигитрия» из собрания Степана Павловича Рябушинского (конец XIV в., Третьяковская галерея), житийный образ святителем Николая Чудотворца из церкви Борисоглебского Каргачского погоста близ Грязовца (конец XIV – начало XV вв., Третьяковская галерея). Некоторые из ранних икон связаны с именами русских святых и иконописцев, например, «Святая Троица», так называемая Зырянская (с зырянской надписью из книги Бытие), по преданию, написана святителем Стефаном Пермским (XIV в., Вологодский музей-заповедник); «Богоматерь Умиление Подкубенская» (первая треть XIV в., Вологодский музей-заповедник) происходила, согласно преданию, из Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере и почиталась как произведение Дионисия Глушицкого, которому приписывали прижизненный образ Кирилла Белозерского (1424 г., Третьяковская галерея) и две иконы из Семигородной Успенской пустыни – чтимое «Успение Пресвятой Богородицы» и «Святой Иоанн Предтеча в пустыне» (Вологодский музей-заповедник).

 



 
PR-CY.ru