ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 43

Крупная трапезная и пять глав на широких барабанах-восьмериках придают зданию некоторую статичность, при традиционной композиции необычны двухапсидный алтарь нижнего храма и притвор с лестницей, ведущей на второй этаж. Церковь в честь Входа Господня в Иерусалим (1774–1794 гг.; сооружена на средства купцов Григория Алексеевича и Петра Алексеевича Пановых) – символ Тотьмы, самый величественный и стройный храм. Его основной кубический объём с тремя рядами высоких окон венчает барочный купол, над которым возвышаются пять глав на двухъярусных восьмериках. Шестая главка поставлена над невысоким пятигранным алтарём. Движение вверх поддержано тонкими пилястрами основного объёма без горизонтальных членений, «взлетающими» вверх на три света, необычными формами двухсветной трапезной с фигурными окнами второго яруса, завершением восьмигранной колокольни в виде шпиля. Картуши, расположенные между ярусами окон, имеют шесть разновидностей. В Христорождественском храме (действующий), как и в Воскресенском, нижняя церковь (1746–1748 гг.) сочетает барочные и древнерусские формы (например, перспективный портал и оконные обрамления с килевидным завершением), лёгкий двухсветный бесстолпный объём верхнего Никольского храма (1786–1793 гг.) устремлён ввысь грушевидным куполом с ярусным завершением в виде трёх последовательно уменьшающихся восьмигранников с главкой. В верхнюю церковь ведёт оригинальное двухъярусное восьмигранное крыльцо с крытой лестницей. Внутреннее убранство всех храмов Тотьмы уничтожено, сохранилось лишь в Покровском храме в селе Усть-Печенга Тотемского района на берегу Сухоны (1770–1780 гг., действующий). Высокий двухсветный четверик, завершённый куполом, световым восьмериком и главкой на восьмигранной шее, имеет сдержанную, но характерную для Тотьмы отделку. В Кирилловом Белозерском монастыре новое здание церкви над мощами основателя обители и в его честь (1781–1785 гг., действующая) характерно для позднего провинциального барокко. Оформление фасадов подражает Успенскому собору (разделение стен на прясла, пояса узорной кладки с применением изразцов, перспективные порталы). Теми же чертами отличается и массивная, архаичная монастырская колокольня (1757–1761 гг., каменщик Спасо-Прилуцкого монастыря Ф. Жуков). Колокола, в том числе главный весом более 19,5 т (1755 г., мастер Иван Гаврилов, Москва), не сохранились. В те же годы подвергся перестройке и собор обители, появились четырёхскатная кровля, барочная глава, паперти. Позднебарочные черты характерны для действующих церквей Вологодской епархии: Покровской в деревне Аксёново близ Кириллова (1782 г.), Крестовоздвиженской в Грязовце (1794 г.), Богоявленской в Белозерске (1787 г.). В XVIII в. началось каменное строительство в Вытегорском крае, были возведены церкви Никольская в Кондушах (не сохранилась), Спасская в Вытегорском погосте (1780 г.). В архитектуре храмов этого района исследователи находят барочные и древнерусские элементы (ступенчато расположенное луковичное пятиглавие над основным кубическим объёмом). Аналогичные черты, по их мнению, отличают выразительную по силуэту Спасскую церковь бывшего Спасо-Нуромского монастыря (1795–1816 гг., колокольня в стиле классицизма) и были характерны для Рождества Богородицы собора в Грязовце (вторая половина XVIII в., не сохранился).

 



 
PR-CY.ru