ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 45

Небольшая одноглавая церковь-мавзолей Волоцких во имя святых князя Владимира и великомученицы Екатерины в Спасо-Прилуцком монастыре (1830 г.) с четырьмя портиками напоминает садово-парковый павильон. В формах классицизма в Вологодской епархии были сооружены также собор Святой Троицы над могилой инокинь-мучениц (1821 г.) и Введенская церковь в Горицком монастыре (1812 г., действующая), церкви Вознесения Господня в Устюжне (1807 г., не сохранилась), иконы Божьей Матери «Знамение» в Палтожском погосте (1810 г.), Воскресения Христова в Избоищах (1822 г., не сохранилась), Святой Троицы в Устюжне (1828 г.), Тихвинской иконы Божьей Матери в Мегрине (1837–1842 гг.), праведных Иоакима и Анны в селе Носовском (действующая), колокольня в селе Анхимове и многие другие, а также келейные и настоятельские корпуса ряда монастырей (Арсениева Глушицкого, Корнилиева Комельского, Александро-Куштского, Семигородной пустыни). Преобладающим оставался тип трёхчастной церкви, увенчанной массивным барабаном со шлемовидным куполом, с колокольней над притвором. Со второй половины XIX в. в церковном строительстве края получил распространение русский стиль. В официально-академическом стиле сооружён соборный храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери в Заоникиевой пустыни (1869–1881 гг.). Действующие церкви – пятиглавая во имя святителя Афанасия в селе Чиркове (1860 г.) и Святого Духа в селе Архангельском – украшены декором также в стиле сооружений Константина Андреевича Тона, но по пропорциям отличаются от его образцовых проектов. Сретенская церковь в Вытегре (1869–1873 гг., архитектор А.С. Четверухин, действующая) по объёмно-пространственной композиции соответствует «тоновскому» проекту, но для неё характерен более дробный декор с преобладанием мотива кокошников и арочек. Увенчанная луковичным пятиглавием, с высокой шатровой колокольней, она является важнейшей архитектурной доминантой города. Элементы готики (стрельчатые арки звона) и древнерусского зодчества (золочёная луковичная глава) соединяет 32-метровое двухъярусное завершение над восьмигранным столпом колокольни (1869–1870 гг., проект губернского архитектора Владимира Николаевича Шильдкнехта) собора Святой Софии. Двухэтажный Воскресенский храм в скиту Павлова Обнорского монастыря (1867–1869 гг.) был увенчан 13 луковичными главами, имел щипцовое завершение и русско-византийскую отделку фасадов. В русском стиле выдержаны шатровая колокольня Успенского вологодского монастыря (1880 г.), декорированная кокошниками, церкви преподобного Корнилия в Корнилиевом Комельском монастыре (1854–1856 гг., не сохранилась), Знаменская Свято-Духова вологодского монастыря (1860–1867 гг., не сохранилась), Покровская Нило-Сорской пустынь (1863–1866 гг.), Корсунской иконы Божьей Матери (1875–1879, не сохранилась), колокольня (1881–1887 гг., не сохранилась) Павлова Обнорского монастыря и комплекс Стефано-Ульяновского монастыря (ныне территория Сыктывкарской и Воркутинской епархии, частично сохранился).

 



 
PR-CY.ru