ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 42

Здание имеет трёхчастную симметричную композицию, одноэтажный двухсветный четверик церкви с полукруглой в плане пониженной апсидой увенчан цилиндрическим барабаном с маленькой главкой и связан с широкой трапезной и колокольней типа «восьмерик на четверике» над папертью. Фасады декорированы парными пилястрами, полуколонками, рамочными наличниками. Архаичными формами крыльца и шатровой колокольни со слуховыми окнами отличается церковь Покрова Пресвятой Богородицы, «что в городе» (1778–1780 гг.). В XVIII в. перестраивался архиерейский дом в Вологде, основные здания главного двора образовали в плане четырёхугольник, не завершённый с южной стороны. По инициативе епископа Иосифа (Золотого) велось строительство тёплого Воскресенского собора (1772–1776 гг. в стиле зрелого барокко по проекту архитектора Златицкого, который, как полагают исследователи, упростил проект, составленный столичным архитектором. Двухэтажный Воскресенский собор необычен своим «двустворчатым» овальным планом с примыкающими полукруглыми в плане объёмами: четыре угловые пристройки с башенками, вытянутая алтарная часть и трапезная. Двухъярусные башенки-главки приделов окружают большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главкой. Стены оформлены колоннадой, по случаю приезда в 1824 г. императора Александра I выходящее на Соборную площадь крыльцо было оформлено четырёхколонным ампирным портиком. Собор, после революции захваченный обновленцами, был закрыт в 1938 г. и занят Вологодской картинной галереей. Как полагают исследователи, Златицким был построен и трёхэтажный, барочный, примыкающий к южной части Гаврииловского (конец XVII – начало XVIII вв.) Иосифовский корпус (1764–1769 гг.), в архитектуре которого сочетаются черты нарышкинского, петровского и елизаветинского барокко. Здесь в течение 150 лет жили Вологодские архиереи; в настоящее время бо́льшая часть бывшей архиерейской резиденции используется областным краеведческим музеем-заповедником. К концу XVIII в. в Вологде было возведено 45 каменных храмов. Наиболее выразительными произведениями барокко в Вологодской епархии являлись храмы Тотьмы в период расцвета в последней четверти XVIII в. Для архитектурной школы «тотемского барокко» типичен бесстолпный двухэтажный (тёплый внизу и холодный наверху) храм-«корабль» с вытянутым по вертикали силуэтом, декор фасадов в виде горизонтально расположенных ярусов из картушей, барочных свитков с завитками, представляющих собой часть кладки стены. На их внутренних полях – кресты и раковины, звёзды и цветы, трилистники, набранные из фасонного кирпича. Для Тотьмы характерно также поэтапное возведение храмов, например, у Воскресенской церкви в Варницах отделка нижнего яруса (1743–1750 гг.) архаична для своего времени, а верхнего (1772–1775 гг.) даёт первый пример местного стиля. Особенностями этой церкви, восходящими к нарышкинской архитектуре, являются полуколонки по углам четверика, трапезной и колокольни, цилиндрические шеи ярусных глав. Ныне действующая Троицкая церковь в Зеленской (Рыбачьей) слободе построена также в два этапа: в нижний Благовещенский храм (1768–1772 гг.) ведёт архаичный перспективный портал в стиле устюжской архитектуры; верхний ярус (1780–1788 гг.) с престолом в честь Святой Троицы украшен декором в виде вазообразных картушей и тонких пилястр на четверике.

 



 
PR-CY.ru