НИКИТА ХОНИАТ - Страница 5

Согласно А. Симпсон, версия LO, представляющая собой сжатое изложение событий после падения Константинополя, была завершена в 1210/1211 г. Эта редакция (так же как и предыдущая) была создана не по инициативе автора, а по заказу Константина Месопотамита, находившегося в то время в Эпире. Этим исследователи объясняют более пристальное внимание Никиты Хониата к событиям на Западе по сравнению с событиями на Востоке. Редакция LO мыслилась им не как самостоятельное произведение, а как приложение к «Сокровищу православной веры». Исследователи полагают, что в распоряжении заказчика к этому времени уже была ранняя версия «Истории», охватывавшая события до падения Константинополя. В пользу гипотезы о заказе со стороны Константина Месопотамита говорит и то, что в эту версию были внесены выпады против недругов Константина Месопотамита, виновных в его удалении от двора Алексея III Ангела Комнина в 1190 гг. Версия «a» была создана Никитой Хониатом в последние годы жизни (1215–1217 гг.) и осталась незавершённой. Это – единственная редакция «Истории», которая была написана по собственной инициативе Никиты Хониата. В ней наиболее ярко проявился его личный взгляд на историю Византии эпохи Комнинов и первых лет существования Никейской империи. В заглавии последней редакции «Истории» Никита Хониат, стеснённый тяжёлыми материальными условиями (его семья в течение долгих лет жила во временном палаточном городке), не нашедший поддержки у своих бывших покровителей и не добившийся успеха при дворе Феодора I Ласкаря, отказался от всех прежних чинов и обозначил себя просто «господином» («Временное повествование господина Никиты Хониата...»). Исследователи отмечают, что эту редакцию отличает крайняя степень критичности по отношению к представителям династии Комнинов: Никита Хониат беспощаден к Исааку II и Андронику I, Мануила I обвиняет в увлечении астрологией и сексуальной распущенности, а Алексея III – в том, что он погряз в роскоши и упустил момент, когда крестоносцы оказались у стен Константинополя. Именно редакции «a» историографическая традиция Нового времени обязана негативным образом ключевой фигуры XII в. – императора Мануила I (1143–1180 гг.). В редакцию «a» были внесены многочисленные морализаторские отступления, выпады против астрологии и оккультизма, сравнения варваров с византийцами не в пользу последних (германцы мужественнее, а сельджуки благороднее и великодушнее изнеженных и двуличных византийцев), личные выпады против прежних покровителей Никиты Хониата – Василия Каматира, Константина Месопотамита и Феодора Ириника, язвительные замечания в адрес правителей новых государственных образований, претендовавших на византийское наследие (Мануил Маврозом, Давид Великий Комнин и Феодор I – «трёхголовый монстр»).

 



 
PR-CY.ru