НИКИТА ХОНИАТ - Страница 4

Согласно Я.Л. ван Дитену, работа над «Историей» была начата вскоре после падения Андроника I, в сентябре 1185 г. Однако первоначальная версия «Истории», включающая события только до падения Константинополя, до нас не дошла. Редакция LO (по оценкам Я.Л. ван Дитена, созданная в 1207/1208 г.) представляет собой первую попытку описания захвата города и его последствий. Её отличают сбои в хронологии и особое внимание к событиям на Западе (в Греции) в ущерб событиям в Малой Азии. За ней последовала редакция «b», объединившая материалы 1180–1190 гг. и LO. Исследователи отмечают, что эту редакцию отличает нейтральное отношение к императорской власти в целом и к Алексею III Ангелу Комнину в частности. Редакция «a», которую Я.Л. ван Дитен внёс в издании в основной текст, является последней, незаконченной версией «Истории», исследователи отмечают, что её характеризуют морализаторский тон и более критичное отношение к Алексею III Ангелу Комнину. Реконструкция Я.Л. ван Дитена была пересмотрена А. Симпсон. Согласно её выводам, Никита Хониат начал собирать материал для своего сочинения в 1194/1195 г. С этой целью в письме своему брату Михаилу, митрополиту Афинскому, Никита Хониат просил прислать его сочинения, которые впоследствии были использованы при написании «Истории». Непосредственно к работе Никита Хониат приступил при Алексее III Ангеле Комнине, вскоре после назначения логофетом секретов в 1196/1197 г. (это – высший титул из упомянутых в заглавии редакции «b»). «История» Никиты Хониата появилась не по его инициативе, а как заказ императорского двора. Покровителями Никиты Хониата при дворе Алексея III Ангела Комнина были влиятельные чиновники: Василий Каматир (дядя будущего никейского императора Феодора I Ласкаря), Константин Месопотамит (с 1196/1197 г. – митрополит Фессалоникийский) и Феодор Ириник (будущий Константинопольский патриарх в изгнании в Никее Феодор II). Рассказывая о правлении Алексея III Ангела Комнина, Никита Хониат Н. Х. в редакции «b» не только избегал критики императора, но и характерным образом умалчивал о своей роли в описываемых событиях (тем самым сохраняя приличествующую историку объективность), а повествуя о правлении Исаака II Комнина, рисовал себя умеренным оппозиционером. Работа над «Историей» была прервана захватом Константинополя крестоносцами, но Никита Хониат возобновил её во время пребывания в Силимврии (апрель 1204 г. – июнь 1206 г.) и в период недолгого возвращения в Константинополь (июль-декабрь 1206 г.). Редакция «b» была дописана к моменту переезда в Никею (декабрь 1206 г. – январь 1207 г.). В завершающей части редакции «b», озаглавленной «О том, что свершилось в Константинополе после падения», Никита Хониат был вынужден отказаться от принципа организации материала по правлениям императоров: не будучи уверен, кого теперь считать законным византийским императором, он по-прежнему называл «василевсом» Алексея III Ангела Комнина, но при этом хвалебно отзывался и о Феодоре I Ласкаре, который к тому моменту уже был провозглашён войсками императором, но ещё не коронован, и к которому Никита Хониат рассчитывал поступить на службу в Никее.

 



 
PR-CY.ru