НИКИТА ХОНИАТ - Страница 3

Центральное произведение Никиты Хониата – «История» («Временное повествование»). Это масштабное историческое сочинение охватывает почти сто лет византийской истории (1118 – 1206/1207 гг.) и является уникальным источником сведений об эпохе династий Комнинов и Ангелов, описывающим также падение Константинополя в 1204 г. и историю последующего восстановления византийской государственности в Никее. Изначально задуманная как повествование об императорах династии Комнинов, «История» открывалась описанием правления Иоанна II Комнина, наследовавшего Алексею I Комнину, сведения о правлении которого Никита Хониат взял из труда Анны Комниной. События после 1118 г., по утверждениям Никиты Хониата, никем из историков достойным образом описаны не были, и автор был вынужден «идти нехоженой тропой». Повествование, разделённое издателем Я.Л. ван Дитеном на 19 книг, по замыслу Никиты Хониата должно было быть организовано в соответствии с хронологическим принципом (по годам правления императоров), однако в финальной части, посвящённой событиям после падения Константинополя, хронологический принцип сменяется географическим и тематическим. Завершает «Историю» рассказ о событиях рубежа 1206 и 1207 гг., хотя в ряде мест есть отступления, посвящённые и более поздним событиям. Среди рукописей, содержащих «Историю» Никиты Хониата, есть списки XIII в., однако они не являются автографами Никиты Хониата. Установить время создания сочинения исследователи могут только по внутренним свидетельствам. Изучение рукописной традиции и внутренняя критика текста показывают, что Никита Хониат писал «Историю» на протяжении многих лет, постоянно внося стилистические и содержательные изменения в уже написанные главы. Исследователи отмечают, что анализ исторической философии Никиты Хониата и его художественной манеры, как правило, основан на опубликованной редакции, созданной в последние годы жизни Никиты Хониата. Более ранние версии исследователи почти не учитывают. Я.Л. ван Дитен выделил три авторские редакции полного оригинального текста «Истории»: «b(revior)», «a(uctior)» и LO. Помимо них существуют сокращённая версия, так называемая эпитома, восходящая к краткой редакции «b», а также остающееся неизданным народно-язычное переложение XIV в. Редакция «b» охватывает события с 1118 г. до февраля/марта 1205 г. Редакция «a» освещает те же события, но к ним добавляется рассказ о том, что произошло в последующие полтора года, тем самым повествование продлевается до ноября 1206 г. Существуют и промежуточные рукописи, которые часть чтений дают по редакции «a», часть – по редакции «b». Редакция LO, в рукописях примыкающая к «Сокровищу православной веры» Никиты Хониата, описывает события, начиная с июля 1203 г. (прибытие крестоносцев в Константинополь).

 



 
PR-CY.ru