МАКАРИЙ, Кожин Матвей Васильевич - Страница 8

В ряде подлинников помещено описание сцены обретения мощей Макария, редко встречающееся в памятниках: «А обретение мощей его пишется: несут гроб в церковь, за ним идут попы и диакони, иноки и народ всяким подобием» (Российская национальная библиотека, Институт русской литературы). Иногда этот сюжет лишь упоминается (место подвига указано ошибочно): «В той же день обретение честнаго телеси преподобнаго отца нашего Макариа Колязиньскаго, новаго чюдотворца, составившаго великую обитель во имя Живоначальныя Троицы на Вологде». В церковном искусстве XVIII – начала XX вв. преобладает традиционный тип иконографии Макария со сравнительно недлинной округлой бородой. В этот период святого, как и других преподобных, часто изображали с надетой поверх мантии схимой. В руководстве для иконописцев (1910 г.) академик Виктор Доримедонтович Фартусов приводит подробное описание внешности Макария, основанное на сведениях его Жития, дополненных индивидуальной характеристикой: «Типа русского, из бояр, великий старец 83 лет, сед, с бородой более чем средней величины, в убогой заплатанной ряске, мантии и епитрахили, лицом бледен и худ»; там же рекомендовано писать в руке святого хартию с несколькими вариантами поучений, обращённых к братии и верующим. Современные образы Макария, как правило, основываются на иконографии средневековых произведений и текстах иконописных подлинников. Древнейшие изображения Макария, которые должны были находиться в Калязинском монастыре, исследователям неизвестны, неясны исследователям и обстоятельства формирования его иконографии. Есть основания говорить о её появлении в связи с обретением мощей святого в мае 1521 г. при закладке каменного Троицкого собора Макариева калязинского монастыря и с их переложением 9 октября 1523 г. «в новую гробницу камену» («Полное собрание русских летописей», том 8, том 22, часть 1, том 13, том 37). Вскоре после этих событий, за которыми последовали многочисленные чудеса, были написаны статья об обретении мощей, «Сказание» о чудесах святого и служба ему. Уже с 1520 гг. в монастырских актах Макарий именуется преподобным или новым чудотворцем и упоминается в одном ряду со Святой Троицей и святыми Борисом и Глебом, которым были посвящены главные храмы обители; так же он назван в записи переписанного в обители Евангелия 1533 г. Очевидно, в эту эпоху, когда в Калязинском монастыре активно развивалось местное почитание Макария, появились его иконы. На формирование иконографии Макария могли повлиять образы преподобного Сергия Радонежского. Вместе с тем авторы древнейших изображений Макария могли опираться на вид его мощей при погребении, а также на сведения, полученные от учеников или современников. Косвенным подтверждением этой версии служит относящаяся к 1524 г. записка, составленная со слов допрошенной Дмитровским князем Юрием Ивановичем старицы кашинского Сретенского монастыря Евфросинии, супруги одного из родственников преподобного: она «помнит Макариеву маму, котораа его кормила, а звали еа Еуфимиею, а жила 106 лет». О первых иконах Макария (у его гробницы или на ней) сведений нет, т.к. описи Троицкого монастыря не сохранились. Из текстов о ранних (1520–1530 гг.) чудесах от мощей преподобного известно о его иконах, которыми благословляли посетителей обители (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru