МАКАРИЙ, Кожин Матвей Васильевич - Страница 3

26 (или 14) мая 1521 г. состоялось обретение мощей Макария («Полное собрание русских летописей», том 8, том 20, часть 1, том 13; Российская государственная библиотека) во время строительства в Калязинском монастыре нового каменного храма во имя Святой Троицы. При копании рвов они были обнаружены нетленными. Игумен Иоасаф, заручившись поддержкой Дмитровского князя Юрия Ивановича, сообщил об этом в Москву митрополиту Варлааму (по мнению Александра Александровича Зимина, объявление Макария чудотворцем соответствовало политическим амбициям удельного князя, поскольку монастырь находился на территории Дмитровского удела). В Калязинский монастырь прибыл архимандрит московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря Иона. Архимандрит, скептически относившийся к появлению нового чудотворца, пожелал потрогать мощи, но «наиде на него страх и оужас немал и вопияше оудивлением: “Воистинну ж, отче, преподобне Макарие”» (Российская государственная библиотека). В Москве архимандрит Иона подтвердил чудодейственную силу мощей Макария. Мощи святого поместили в дубовую раку и перенесли в гробницу, устроенную поблизости. 9 октября 1523 г. они были помещены в новую соборную церковь, освящённую в июне. Над могилой была устроена гробница с иконами, и «по вся дни приношаху кадило со благоуханием такоже и вси прихожааху к нему на всяк день, прося от него милости и помощи, и заступления, и оставления грехов» (Российская государственная библиотека). У мощей Макария получали исцеление люди, много лет болевшие, расслабленные, умопомрачённые и бесноватые. Среди исцелённых ещё при жизни Макария был благородный юноша Василий Рясин. Получил исцеление у мощей Макария и архимандрит Дмитровского монастыря Варсонофий (управлял этим монастырём после 1521 г.). Галина Сергеевна Гадалова в предисловии к статье об обретении мощей выявила фрагменты 12 произведений Иоанна Златоуста и Кирилла Туровского; по предположению исследовательницы, автор принадлежал к кругу книжников митрополита Даниила (1522–1539 гг.). Старший список памятника на бумаге 1521 г. находится в сборной рукописи 1520–1540 гг. (Российская национальная библиотека). Текстологических совпадений с «Запиской...» рассказа старицы Евфросинии «Сказание» не содержит, что косвенно свидетельствует о создании памятника до 1524 г. В Погодинском списке заглавия нет, списки после 1547 г. имеют название «Житие» (см., например: Исторический музей). Таким образом, между 1521 и 1524 гг. устанавливается местное почитание Макария. В связи с канонизацией Макария в 1520 гг., вероятно, в Калязинском монастыре было составлено «Сказание о чудесах». «Сказание» известно исследователям в двух редакциях. Наиболее ранний список находится в рукописи 1520–1530 гг. и содержит описание 51 чуда (Российская государственная библиотека), списки второй редакции содержат 93 чуда (91-е датировано 1539 г.), в том числе указаны три прижизненных чуда Макария. Поводом для создания новой редакции «Сказания о чудесах» Макария послужило чудо с Евдокией, дочерью крестьянки Параскевы, которое произошло 26 июня 1584 г. В том же или следующем году «Сказание» было дополнено описанием 91-го чуда и переработано иноком Макарием, зашифровавшим своё имя в конце произведения в анаграмме.

 



 
PR-CY.ru