МАКАРИЙ, Кожин Матвей Васильевич - Страница 4

По словам автора, новую редакцию «Сказания» он создал по заказу своего духовного отца Серапиона, постриженика Калязинского монастыря, и некоего брата Филарета, «саном еклисиарха», несколько лет жившего в обители святого. В 1547 г. на Московском соборе состоялось общецерковное прославление Макария вместе с другими особо почитаемыми русскими святыми («марта в 17 день, великому чудотворцу игумену Макарию Колязинскому пети и праздновати повсюду» – «Акты археологической экспедиции», том 1). В связи с этим создаются новые агиографические и литургические произведения, посвящённые Макарию. «Житие Макария» (начало: «Праведник, аще постигнет скончатися…») известно исследователям в двух редакциях – Минейной и Пространной. Оно состоит из трёх частей: собственно Жития с авторским предисловием, описания трёх прижизненных чудес и Слова о преставлении Макария. Тексты наиболее раннего списка Минейной редакции конца 1540 гг. из Волоколамского сборника (Российская государственная библиотека), по определению Руфины Петровны Дмитриевой, были использованы для работы над Успенским списком Великих Миней Четьих. Текст Минейной редакции вошел в состав Великих Миней Четьих (Исторический музей) вместе с новой редакцией «Сказания» об обретении мощей, в предисловии к которому «списатель» назвал себя автором «Жития Макария». Исследователи отмечают, что главное отличие Минейной редакции Жития – известие об уходе из Клобукова монастыря одного Макария, тогда как в Пространной редакции, составленной после Собора 1547 г., автор упоминает об ушедших вместе с Макарием семи старцах и вводит ряд дополнений (о Митрофане (Бывальцеве), о фамилии отца – Кожин, о прозвище землевладельца – Коляга, об учениках преподобного). В послесловии к Пространной редакции автор сообщил, что Житие написано в 64-й год со дня кончины Макария по хранящимся в монастыре «памятям». Автором обеих редакций Жития является один человек, подвизавшийся, как полагают исследователи, в Калязинском монастыре инок другой обители. Наиболее ранний список Пространной редакции находится в сборнике конца 1540 гг. или середины XVI в. (Российская национальная библиотека). Списки Пространной редакции переписывались в сборниках с третьим видом «Сказания» о перенесении мощей Макария, которое представляет собой статью 1520 гг. без предисловия (начало: «Царствующу тогда в Русскои земли благоверному великому князю Василию Ивановичю…»). В середине XVI в. независимо от основного было составлено «Проложное Житие Макария», повествующее о западном происхождении подвижника и о создании Калязинской обители первоначально вблизи Дмитрова, а уже затем на Волге (под 17 марта в издании «Пролога» 1643 г.). Редакторская правка «Проложного Жития» была проведена в печатном издании «Пролога» в 1685 г. В стишном «Прологе» 1560 гг. (Библиотека Академии Наук) находится краткое «Житие Макария», написанное, как полагают исследователи, в середине XVI в. неизвестным книжником. Редакция стишного «Пролога» создана на основе текста Жития, вошедшего в Великие Минеи Четьи. Кроме указанных проложных редакций в рукописи конца XVII в. (Российский государственный исторический архив) находятся ещё два «Проложных Жития», основанные на текстах Пространной и Сокращённой редакций «Сказания» об обретении мощей Макария или статьи 1520 гг.

 



 
PR-CY.ru