МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Элементом, объединяющим его различные изобразительные компоненты, является фигура (или полуфигура) слепой инокини присутствовавшей во время торжественного выхода из храма и городских ворот Московских святителей с Владимирской иконой Божьей Матери. В некоторых композициях она изображена с нимбом, чем уподоблена преподобной Евфросинии. Самостоятельный цикл образуют миниатюры, на которых представлены видения, явленные другим женщинам в Кремле возле Московского Вознесенского монастыря в дни всенародного моления. Летопись сохранила имена этих благочестивых «вдовиц»: Евдокия Коломянка (уроженка Коломны) и Иулиания, вдова воздвиженского пресвитера Евсевия (она названа «маловидящей», очевидно, была близорукой). Исследователи находят символичным, что свидетелями чуда становятся слепые или слабовидящие жёны; Божественный Промысл открывается наиболее слабым и социально незащищённым, лишённым зрения или сознательно отказавшимся от мира, как «нагоходец», юродивый Василий. Моление вдов рядом со святителями точно иллюстрирует сообщение летописи о том, как во время осады Кремля эти женщины оказались лишены жилья и были вынуждены скрываться («угнетахуся») под папертью церкви великомученика Георгия Победоносца. По мнению исследователей, с памятью об этих событиях связано также почитание основательницы монастыря преподобной Евфросинии и продолжавшееся строительство второго каменного собора. Среди документов, свидетельствующих о повседневной жизни Московского Вознесенского монастыря, особое место занимают ладанные книги – списки выдачи ладана «ружным» церквам из государевой казны. В марте 7093 (1585) г. обитель именуется «Вознесение Христово, что в старом в Большом городе у Фроловских ворот» («Дополнения к Актам историческим…», том 1). Собор уже тогда имел придел, для служения в котором ладан выдавали «приделному попу Федору», однако посвящение придела исследователям неизвестно. Исследователи полагают, что этот единственный придел первоначально был пристроен с севера, там же существовала не менее древняя паперть, но был ли придел в паперти изначально, имел ли отдельный объём и собственную апсиду, остаётся неизвестным. Согласно Чиновнику московского Успенского собора времени Патриарха Московского и всея Руси Никона, из кафедрального храма в Московский Вознесенский монастырь крестные ходы совершались несколько раз в течение церковного года: в пяток Светлой недели, на праздник Вознесения Господня, когда монастырь посещал сам царь, а патриарх шёл на всенощную службу («Дополнения к Актам историческим…», том 9). Кроме того, священноначалие и государь посещали Московский Вознесенский монастырь в дни поминовений погребённых там родственниц: согласно тому же источнику, на день памяти царицы Евдокии Лукьяновны (18 августа) или царицы Наталии Кирилловны (25 августа, хотя день преставления царицы – 11 января, согласно надписи на её надгробном покрове); упоминание о дне памяти царевны Татианы Михайловны, погребённой также в этом соборе, не сопровождается сведениями о посещении патриарха. После праздника Преображения Господня (6 августа) с 8 августа ежедневно были хождения «со кресты» в Успенский собор, из Московского Вознесенского монастыря – 11 августа.

 



 
PR-CY.ru