МАРИЯ ШВАРНОВНА - Страница 8

В иконописном подлиннике конца XVIII в. под 19 марта приводится краткая характеристика облика святой: «Аки Ольга» (Библиотека Академии Наук). Наиболее ранние изображения Марии Шварновны содержатся в Лаптевском томе (Российская национальная библиотека) Лицевого летописного свода 1570 гг., где проиллюстрировано рождение каждого из её сыновей. Хотя миниатюры написаны по единой схеме (княгиня изображается возлежащей на ложе в левой части композиции), их детали отличаются разнообразием: служанки могут подносить Марии Шварновне кубок с питьём, держать опахало, купать новорождённого, показывать его Марии Шварновне. В правой части миниатюры изображается князь Всеволод Юрьевич, которому приносят весть о рождении сына или показывают младенца. Одеяние княгини также может варьироваться: от белой рубахи и зелёного покрывала до красного платья; на её голове – белый плат и венец. Большинство изображений Марии Шварновны связано с событиями жизни её детей. В сцене венчания Константина Всеволодовича с Агафией Мстиславовной Мария Шварновна – на заднем плане; она единственная из присутствующих женщин помимо Агафии изображена с венцом на голове. Исследователи полагают, что Мария Шварновна изображена в сцене преставления и погребения её дочери, названной в тексте «блаженной Еленой»: у одра усопшей княжны во главе скорбящих стоит женщина в красном платье и белом платке, приложившая руку к голове в жесте горя. В сцене, где мать благословляет Константина перед отъездом на княжение в Новгород, Мария Шварновна сидит слева на скамье на подушках, на ней белый плат и венец, красное, отороченное золотом платье и зелёный плащ. Хотя в тексте неоднократно упоминается об основании Марией Шварновной во Владимире Княгинина монастыря, её изображение отсутствует на миниатюрах, иллюстрирующих строительство и освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы, где показан только Всеволод.

 



 
PR-CY.ru